Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 501904–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование) с учетом правоприменительной практики его осуществления. К основным изменениям, вносимым рассматриваемым Законом, относятся следующие.

В Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносится изменение, предусматривающее возможность перестрахования обязательства страховщика по договору обязательного страхования.

Наиболее существенные изменения вносятся в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании).

Уточняется определение «представитель страховщика в субъекте Российской Федерации» в части расширения его полномочий. Вводится требование о необходимости наличия договора обязательного страхования у владельца транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации. Уточняется порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП) без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, в том числе предусмотрена возможность составления водителями причастными к ДТП транспортных средств извещения о ДТП в виде электронного документа.

Определяется общий размер страховой выплаты, осуществляемой страховщиками, в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников ДТП и порядок применения страховщиком права регрессного требования к лицу, причинившему вред. Устанавливаются дополнительные требования к эксперту-технику, осуществляющему независимую техническую экспертизу транспортных средств, включая порядок проведения профессиональной аттестации экспертов-техников.

Учитывая, что выполнение ряда обязанностей, вытекающих из Закона об обязательном страховании, лежит на владельце транспортного средства, в том числе обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, участвовать в урегулировании причин и обстоятельств ДТП, в составлении соответствующих документов о ДТП, обязанность несения ответственности за последствия ДТП при причинении ущерба иным лицам, рассматриваемым Законом предусматривается замена в отдельных статьях Закона об обязательном страховании понятия «страхователь» на понятие «владелец транспортного средства».

Рассматриваемый Закон уточняет перечень документов, представляемых владельцем транспортного средства страховщику для заключения договора обязательного страхования, в том числе в виде электронного документа. Также Закон предусматривает, что заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа. Присвоение для каждого страховщика уникальных порядковых номеров позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность приобретенного страхователем полиса.

Закон дополняет перечень лиц, которые наряду с потерпевшим и выгодоприобретателем также имеют право на получение компенсационной выплаты. Также Закон уточняет порядок осуществления компенсационной выплаты, порядок рассмотрения претензий при наличии разногласий о размере осуществленной компенсационной выплаты и вводит ответственность профессионального объединения страховщиков за несоблюдение срока осуществления компенсационной выплаты. При этом к отношениям между лицами, имеющими право на получение компенсационной выплаты, страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не будут применяться положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Закон уточняет полномочия профессионального объединения страховщиков в части распределения, учета и осуществления контроля за использованием уникальных номеров страховых полисов обязательного страхования, а также уточняет содержание правил профессиональной деятельности, устанавливаемых профессиональным объединением страховщиков, в части состава сведений, передаваемых страховщиками в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, и порядка присвоения страховым полисам обязательного страхования уникальных номеров.

Дополнительно рассматриваемый Закон уточняет порядок осуществления контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию, в том числе в части наделения сотрудников таможенных органов полномочиями по проверке по их требованию наличия у водителя транспортного средства страхового полиса обязательного страхования либо договора обязательного страхования в рамках международных систем страхования при пересечении Государственной границы Российской Федерации. Также уточняются полномочия органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

При этом следует особо отметить, что Закон уравнивает в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов. Установлено, что для проверки по требованию соответствующих сотрудников страховой полис может быть представлен на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Отдельные корреспондирующие изменения вносятся рассматриваемым Законом в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 111 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Также рассматриваемым Законом внесены изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части уточнения содержания плана сельскохозяйственного страхования.

Рассматриваемый Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».