Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 83 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года» (проект № 553542–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 83 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 16 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на уточнение положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в части установления налоговых льгот в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Льготы устанавливаются в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций, государственных пошлин, транспортного налога, налога на имущество организаций, а также уплаты страховых взносов. Правовое регулирование налогообложения в отношении UEFA Евро 2020 года аналогично его правовому регулированию в отношении подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Так, Закон устанавливает, что UEFA и дочерние организации UEFA, не признаются плательщиками НДС, исключает из объектов обложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав лиц, осуществляющих подготовку и проведение мероприятий чемпионата Европы 2020 года и определенных Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108 – ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 108 — ФЗ), а также устанавливает обложение по ставке 0% операций по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав указанным лицам. Порядок применения ставки 0% устанавливается Правительством Российской Федерации.

В части НДФЛ Законом освобождаются доходы лиц, участвующих в мероприятиях по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, заключенных с организациями определенными Федеральным законом № 108 — ФЗ.

В части налога на прибыль организаций Кодекс дополняется новыми положениями, в соответствии с которыми плательщиками налога на прибыль организаций не признаются UEFA и дочерние организации, а также коммерческие партнеры, поставщики товаров и вещатели UEFA, являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, которые получены ими от деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 108 — ФЗ.

Установлено, что в перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включены доходы, полученные российскими организациями, указанными в Федеральном законе № 108‑ФЗ, включая коммерческих партнеров, поставщиков товаров и вещателей UEFA, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 108‑ФЗ.

Определено, что расходы, понесенные вышеуказанными организациями в связи с проведением мероприятий, не учитываются в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.

Предусмотрено положение, в соответствии с которым, осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность UEFA и ее дочерних организаций, являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации. Деятельность организаций, указанных в Федеральном законе № 108‑ФЗ, учрежденных, зарегистрированных или основанных вне территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, также не признается основанием для образования постоянного представительства в Российской Федерации.

Доходы, полученные в виде дивидендов, выплачиваемые российской организацией конфедерациям, национальным футбольным ассоциациям, коммерческим партнерам, поставщикам и вещателям UEFA в связи с осуществлением мероприятий и являющимися иностранными организациями, не облагаются налогом у источника выплат.

Расширен перечень оснований, освобождающих налогового агента от исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. В частности, в перечень включены случаи выплат доходов UEFA.

Закон предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу виз и приглашений привлекаемым иностранным гражданам и лицам без гражданства, участвующим в мероприятиях по подготовке и проведению чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также за государственную регистрацию юридических лиц, аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации в целях осуществления указанных мероприятий, включая совершение нотариальных действий связанных с такой государственной регистрацией, аккредитацией.

Закон устанавливает освобождение от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций для UEFA и дочерних организаций UEFA, а также организаций, определенных Федеральным законом № 108 – ФЗ, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и имущества, используемого исключительно в целях осуществления мероприятий.

Согласно Закону не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам, осуществляемые UEFA, дочерними организациями UEFA и организациями, определенными Федеральным законом № 108-ФЗ, по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам о выполнении работ, связанных с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту федерального закона, установленные льготы могут повлечь непоступление потенциальных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. С учетом того, что возникновение налоговой базы для получения дополнительных бюджетных доходов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020 года, стало возможным благодаря победе российской заявки на право проведения данных соревнований, указанные доходы бюджетов не были запланированы. Соответственно, в данном случае выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не возникает.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения Закона носят временный характер и применяются до 31 декабря 2020 года включительно.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 83 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года».