Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (проект № 484811–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на ужесточение мер ответственности кредитных организаций за проведение сомнительных операций.

Федеральный закон устанавливает специальные условия применения Банком России усиленных мер финансовой ответственности к кредитным организациям за допущенные нарушения требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115‑ФЗ) и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с ним, а также в случае если эти нарушения создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

При выявлении таких нарушений Банк России будет иметь право налагать дифференцированные штрафы на кредитные организации, исчисляя их размер исходя из величины собственных средств (капитала). Ранее при расчете штрафов учитывался минимальный размер уставного капитала, составляющий величину от 90 млн. рублей до 1 млрд. рублей, в зависимости от типа кредитной организации и вида лицензии на осуществление банковских операций

В соответствии с Федеральным законом, в случае нарушения кредитной организацией требований Федерального закона № 115-ФЗ и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с ним, Банк России сможет взыскать с кредитной организации штраф до 0,1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тыс. рублей.

За указанные нарушения помимо штрафов могут применяться меры по ограничению проведения кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

Федеральный закон предусматривает увеличение размера штрафа до 1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 1 млн. рублей, в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений требований Федерального закона № 115-ФЗ и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с ним, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Помимо повышенных штрафов в отношении кредитной организации Банк России вправе применить меры иного характера, среди которых:

— потребовать осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации;

— потребовать замены руководителей кредитной организации;

— потребовать осуществления реорганизации кредитной организации;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций;

— назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации.

Комитет считает необходимым отметить, что на протяжении трех последних лет на финансовом рынке наблюдается сокращение объема сомнительных кредитных операций. По данным Банка России их сокращение в 2018 году составило 24% (до 73 млрд. рублей), операции по обналичиваю в банковском секторе сократились почти в 2 раза (до 176 млрд. рублей). Усиление мер ответственности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, окажет еще большее положительное влияние на обозначенный тренд сокращения объема сомнительных операций. По мнению комитета, соразмерность штрафов, налагаемых Банком России на кредитные организации, нарушающие требования законодательства Российской Федерации, с выгодой от проведения сомнительных операций окажет эффективное воздействие на поведение недобросовестных кредитных организаций.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.