Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 614282–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Е.А.Ямпольской, А.М.Шолоховым, Е.Г.Драпеко и другими в целях совершенствования отдельных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изменения, вносимые в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направлены на отражение специфики деятельности организаций культуры и искусства при осуществлении ими закупок.

Так, Федеральным законом расширяется перечень учреждений культуры, имеющих право осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за счет включения в него таких учреждений культуры как дом (центр) народного творчества и дом (центр) ремесел.

Согласно действующему законодательству для отдельных категорий заказчиков допускается осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. рублей. К таким категориям заказчиков относятся государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, иные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), а также государственные или муниципальные образовательные организации.

Рассматриваемым Федеральным законом устанавливается предельный размер разовой закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. При этом максимально допустимые суммы годового объема закупок для заключения контрактов с единственным поставщиком могут составлять не более 5 млн. рублей или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 30 млн. рублей.

Бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случае осуществления закупок за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, предоставляется право руководствоваться положениями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом до 1 октября 2019 года таким бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставляется право изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления указанных закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также Федеральным законом предусматривается возможность установления запрета на привлечение исполнителем контракта субподрядчиков (соисполнителей) при проведении музеями, архивами, библиотеками конкурсов с ограниченным участием и конкурсов с ограниченным участием в электронной форме.

Согласно Федеральному закону предусматривается возможность, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета или ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Необходимо отметить, что указанной новацией могут воспользоваться, в том числе организации культуры, являющиеся заказчиками при организации выставок (экспозиций), театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий у иностранных поставщиков специализированного оборудования (включая программное обеспечение), которое производится в мире ограниченным количеством организаций и не имеет полноценных аналогов в Российской Федерации.

Также Федеральным законом вносится ряд изменений, учитывающих особенности отдельных направлений деятельности организаций культуры, при которых исключаются следующие обязанности заказчика: обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта; привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); направлять в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов информацию о персональных данных артистов, режиссеров, художников, композиторов и других представителей творческих профессий, с которыми были заключены контракты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».