Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» (проект № 572458–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, а также членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым в целях совершенствования законодательства об инвестиционных фондах и деятельности акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций».

Рассматриваемым Федеральным законом вводятся требования к управлению конфликтом интересов управляющей компании и специализированного депозитария.

Устанавливается обязанность управляющей компании и специализированного депозитария выявлять конфликты интересов и управлять ими (путем предотвращения возникновения конфликта интересов или раскрытия информации о конфликте интересов). В случае реализации нераскрытого конфликта интересов управляющие компании и специализированные депозитарии должны компенсировать своим клиентам убытки.

Также закрепляется понятие конфликта интересов управляющей компании и специализированного депозитария.

Дополнительно предусматриваются полномочия Банка России по установлению требований к выявлению и управлению конфликтом интересов управляющей компании и специализированного депозитария.

К надзорным полномочиям Банка России добавляются полномочия по:

направлению предписания о возмещении убытков в случае, если они возникли в результате реализации конфликта интересов, информация о котором не была раскрыта клиентам;

введению запрета на проведение всех или части операций управляющей компании и специализированного депозитария в случае нарушения ими требований к выявлению и управлению конфликтом интересов;

аннулированию лицензии управляющей компании и специализированного депозитария в случае неоднократного в течение года нарушения ими требований к выявлению и управлению конфликтом интересов.

Кроме того, совершенствуется регулирование инвестиционных фондов для квалифицированных инвесторов.

В настоящее время содержится запрет на совершение отдельных видов сделок управляющей компанией инвестиционных фондов для квалифицированных инвесторов, которые по смыслу являются сделками с элементами потенциального конфликта интересов (сделки между фондами одной управляющей компании, сделки с зависимыми лицами, владельцами паев и т. п.).

Федеральным законом предусматривается, что указанные запреты могут быть сняты для управляющей компании инвестиционных фондов для квалифицированных инвесторов при условии управления данными конфликтами интересов, а также при условии включения информации о них в договор доверительного управления.

При этом устанавливается, что на акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» (далее – Общество) при осуществлении сделок в рамках деятельности по доверительному управлению закрытым паевым инвестиционным фондом «Российский Фонд Прямых Инвестиций» (далее – Фонд) и иными фондами, все инвестиционные паи которых принадлежат Российской Федерации или государственной корпорации или организации, находящейся под их контролем, не распространяются обязательства по выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов.

Комитет отмечает, что данная новация будет способствовать, в частности, расширению возможности Общества по инвестированию средств Фонда.

Согласно Федеральному закону консолидированная финансовая отчетность Общества не подлежит раскрытию, но может представляться по требованию Банка России (в порядке, установленном Банком России), а также органов государственной власти в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Годовой отчет Общества будет утверждаться наблюдательным советом Общества не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. В настоящее время такой отчет должен утверждаться наблюдательным советом Общества не позднее 15 июня.

Также уточняются отдельные полномочия наблюдательного совета Общества и его генерального директора.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О Российском Фонде Прямых Инвестиций».