Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение на Федеральный закон «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения» (проект № 643148–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения» (далее-Закон), принятый Государственной Думой 17 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения (далее – многосторонняя Конвенция) подлежит ратификации, так как устанавливает правила иные, чем предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.

Многосторонняя Конвенция подписана Российской Федерацией в городе Париже 7 июня 2017 года. Она разработана странами, являющимися участниками Специальной группы Организации экономического сотрудничества и развития (далее-ОЭСР), в рамках реализации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения (План BEPS).

Ратификация многосторонней Конвенции позволит сократить применение схем международного налогового планирования, в результате которых прибыль целенаправленно перемещается в государства, где она не облагается налогом или облагается по пониженной налоговой ставке, что приводит к значительным потерям бюджета в части налога на прибыль организаций.

Многосторонняя Конвенция состоит из семи частей, в состав которых входят 39 статей. В них содержатся нормы в части: сферы действия, толкования терминов, гибридных схем снижения налоговой нагрузки, злоупотребления положениями соглашений, статуса постоянного представительства, совершенствования механизма разрешения споров, арбитражного процесса, заключительных положений.

Многосторонняя Конвенция предоставляет возможность скоординировано внести согласованные изменения в действующие соглашения об избежании двойного налогообложения по налогам на доход без необходимости проводить двусторонние переговоры по каждому соглашению. В соответствии с Законом Российская Федерация распространяет действие многосторонней Конвенции на 71 соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами. Указанные договоры перечислены в Законе и обозначены как налоговые соглашения. Исключение составляют соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, не являющимися участниками Специальной группы ОЭСР по разработке многосторонней Конвенции, а также соглашения об избежании двойного налогообложения с теми странами, с которыми ведутся переговоры по заключению новых соглашений или протоколов о внесении изменений с учетом положений многосторонней Конвенции.

Российская Федерация ратифицирует многостороннюю Конвенцию с отдельными оговорками и заявлениями, предусмотренными ею. При подписании многосторонней Конвенции Российская Федерация направила депозитарию (Секретариату ОЭСР) предварительный список оговорок и заявлений. Оговорки предусмотрены к статьям 4,5,6,7,8,9,12,14,16,17 части VI и к статье 35 части VII и перечислены в 30 пунктах Закона.

Указанные статьи устанавливают правила регулирования следующих вопросов: установления резидентства, применения способов устранения двойного налогообложения, предотвращения злоупотреблений положениями договора, налогообложения дивидендов, акций или долей от акций, представленных недвижимым имуществом, уточнения статуса постоянного представительства, разрешения споров, применения положений многосторонней Конвенции.

Многосторонняя Конвенция подписана в Париже 24 ноября 2016 года на английском и французском языках в единственном экземпляре и храниться в архиве ОЭСР. Оба текста имеют одинаковую силу.

 Ратификация многосторонней Конвенции будет способствовать модернизации международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Финансово-экономическое обоснование, представленное к проекту федерального закона, не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

На основании изложенного комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения».