Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 71 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и статьи 7 и 10 Федерального закона „О национальной платежной системе“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 6 марта 2019 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и предполагал запрет выдачи наличных денежных средств с неперсонифицированных электронных средств платежа, для чего вносились изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ).
Федеральный закон обеспечивает больший контроль за операциями по неперсонифицированным платежным картам и направлен на борьбу с противоправной деятельностью по обналичиванию денежных средств.
Во втором чтении приняты 4 поправки, соавтором которых является член Совета Федерации Н.А. Журавлев. Поправками внесены изменения в статьи 7 и 71 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), который не был предметом проекта федерального закона в первом чтении.
Изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ исключают возможность получения наличных денежных средств с неперсонифицированных электронных средств платежа в случае, если клиент — физическое лицо не прошел процедуру упрощенной идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.
Денежные средства клиента – физического лица, прошедшего процедуру упрощенной идентификации и использующего неперсонифицированное электронное средство платежа, могут быть:
— переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом — физическим лицом при условии, что остаток денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца;
— выданы наличными средствами при условии, что общая сумма средств не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца;
— направлены на исполнение обязательств клиента — физического лица перед кредитной организацией;
— переведены на банковский счет клиента.
Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ предъявляют новые требования в отношении адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. К ним предъявляются требования о необходимости разработки правил внутреннего контроля, назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принятия иных внутренних организационных мер в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ существенно расширяют перечень обязанностей, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ, для адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Это касается требований в отношении:
— идентификации выгодоприобретателя клиента, бенефициарных владельцев клиента;
— применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
— приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц.
Изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования рассматриваемого Федерального закона.
Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 71 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и статьи 7 и 10 Федерального закона „О национальной платежной системе“.