Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (проект № 546281–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее ‑ Закон), принятый Государственной Думой 19 декабря 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений.

Закон вводит такое новое понятие в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) как «налоговые расходы». Под «налоговыми расходами» публично-правового образования понимаются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ или целями социально-экономической политики публично-правового образования (статья 6 Кодекса).

Законом предусматривается обязательное формирование перечня налоговых расходов в разрезе государственных (муниципальных) программ, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам, на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования (новая статья 1743 Кодекса). Порядок формирования перечня налоговых расходов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.

Ежегодно должна осуществляться оценка налоговых расходов всеми публично-правовыми образованиями. При этом полномочиями по определению общих требований к проведению указанной оценки наделяется Правительство Российской Федерации.

Согласно Закону результаты оценки налоговых расходов должны учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования), а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации (государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ).

Следует иметь в виду, что в отношении муниципальных образований вышеуказанные положения статьи 1743 Кодекса применяются с 1 января 2020 года.

Отчет об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, на текущий год, на очередной финансовый год и плановый период включается в состав документов и материалов, которые вносятся в Государственную Думу вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 192 Кодекса). Данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Вместе с тем необходимо отметить, что у комитета имеется ряд замечаний. Так, на основании принципа единства бюджетной системы Российской Федерации представляется целесообразным предусмотреть положение о представлении в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или муниципального образования одновременно с проектом соответствующего бюджета отчета об оценке налоговых расходов субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из содержания новой статьи 1743 Кодекса не совсем ясны цели и задачи проведения оценки налоговых расходов, а также то, каким образом предполагается осуществлять учет ее результатов при формировании программных документов, перечисленных в данной статье, и при проведении оценки эффективности реализации государственных программ.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Принятие Закона потребует принятия двух постановлений Правительством Российской Федерации, которые должны быть разработаны в течение 90 дней после официального опубликования.

Комитет отмечает, что проведение на регулярной основе мониторинга и оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, пересмотр или уточнение режимов их действия на основе такой оценки позволят повысить качество управления государственными (муниципальными) финансами. Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».