Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 527676–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‑ Закон), принятый Государственной Думой 13 декабря 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2018 года № 6-П. При рассмотрении в Государственной Думе во втором чтении в законопроект были внесены поправки, не связанные с его концепцией.

В соответствии с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.

Законом предусматривается освобождение налогового агента от ответственности за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению налогов в виде взыскания штрафа при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и ошибки, приводящие к занижению суммы налога, перечисляемой в бюджетную систему Российской Федерации;

не уплаченная в срок сумма налога и соответствующие пени перечислены налоговым агентом самостоятельно в бюджетную систему до того момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу.

Закон также вносит изменения в статьи 52, 69 и 82 части первой Кодекса, необходимость в которых возникла на основе правоприменительной практики.

Важным моментом является законодательное закрепление права физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, осуществлять такие виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 2 Закона). Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, и применяются до 31 декабря 2019 года.

Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».