Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 197556–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 декабря 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях повышения эффективности отдельных закупочных процедур контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время не существует процедур, позволяющих изменить размер обеспечения исполнения контракта, в том числе обязательств банка по ранее выданной банковской гарантии, даже если обеспечиваемые обязательства поставщика частично были исполнены (например, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения и ряд этапов уже выполнен).

В этой связи Федеральным законом в случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, предусматривается порядок уменьшения размера обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и (или) о возврате аванса.

В частности, устанавливается, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов. При этом уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии.

В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов.

Кроме того, устанавливается, что при предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

При отзыве у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

В целях снижения рисков неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта на оказание услуг, выполнение работ в части обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставляется право по определению случаев, на которые предусмотренный Федеральным законом механизм уменьшения размера обеспечения исполнения контракта не распространяется.

Комитет обращает внимание на то, что представленный механизм уменьшения размера обеспечения исполнения контракта начнет действовать с 1 июля 2019 года.

Также необходимо отметить, что Федеральным законом бюджетным и автономным учреждениям предоставляется право не вносить обеспечение заявки на участие в аукционе и открытом конкурсе. В настоящее время таким правом обладают только казенные учреждения.

Кроме того, Федеральным законом заказчику предоставляется возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контрактов на оказание услуг по изготовлению бланков паспортов и иных удостоверений личности, а также бланков свидетельств, выдаваемых органами государственной регистрации актов гражданского состояния. В настоящее время компетенцией по изготовлению вышеуказанных документов обладает только АО «Гознак».

В целях сглаживания негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от повышения с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (с 18 до 20 процентов) предусматривается возможность до 1 октября 2019 года увеличения цены контракта, заключенного до 1 января 2019 года, в пределах увеличения ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ и услуг, приёмка которых будет осуществляться после 1 января 2019 года, и в случае, если в условиях контракта был прописан налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов. При этом государственным или муниципальным заказчиком изменение цены контракта может быть осуществлено в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».