«Круглые столы»

«Проблемы регулирования рынка финансовых консультантов»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
30 марта 2016 года провел «круглый стол» на тему «Проблемы регулирования рынка финансовых консультантов».

Участники «круглого стола» рассмотрели вопросы, связанные с перспективой изменения действующего законодательства Российской Федерации в связи с законодательными инициативами членов Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, которые разработали и внесли в Государственную Думу законопроект № 928356-6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроект направлен на определение деятельности и регулирование таких участников финансового рынка Российской Федерации, как финансовые консультанты. Данная законодательная инициатива была разработана ввиду отсутствия в базовых законодательных актах определения соответствующих видов деятельности, которые в прошлом не были учтены при принятии законов, регулирующих деятельность участников финансового рынка.

В предложенной законодательной инициативе была разработана концепция внесения в Гражданский кодекс Российской Федерации основных определений, касающихся отношений, вытекающих из договора финансового консультирования, одновременно с применением к ним норм агентских договоров, которые описаны в главе 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. На общих основаниях Положения Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к иным видам деятельности  агентов, которые имеют агентские договора с принципалами, не являющимися регулируемыми участниками финансового рынка. Таким образом, законопроект определяет договор финансового консультирования как разновидность агентского договора, применительно к взаимоотношениям, возникающим на регулируемом финансовом рынке.

Участники «круглого стола» провели анализ пояснений и комментариев, которые поступали в ходе работы по подготовке рассмотрения законопроекта к первому чтению, и рассмотрели аспекты применения законодательной инициативы с учетом того, что в неё вошло положение, предлагающее регулировать деятельность финансовых консультантов в рамках Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Было предложено внести последующие корректирующие поправки, позволяющие вывести регулирование деятельности финансовых консультантов из-под действия закона о СРО на финансовых рынках и реализовать их регулирование в рамках Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с учетом внесения в него соответствующих изменений.

В ходе проведения «круглого стола» было предложено применить следующую модель как форму регулирования финансовых консультантов: 

  • выделение финансовых консультантов в особый вид агентов, подлежащих регулированию посредством обязательного членства в соответствующей саморегулируемой организации;
  • надзор за саморегулируемыми организациями  финансовых консультантов в рамках их регистрации в  уполномоченном федеральном надзорном органе  (в частности, предлагается рассмотреть Министерство финансов Российской Федерации в качестве  такого органа);
  • контроль за деятельностью финансовых консультантов в рамках их членства в саморегулируемой организации;
  • внесение информации о получении организацией статуса финансового консультанта в реестр уполномоченного федерального надзорного органа.

Участники «круглого стола» отметили важность такой законодательной инициативы, т.к. в первую очередь это затрагивает защиту прав потребителей, которым в финансовой отрасли должны оказываться услуги компаниями, имеющими надлежащую профессиональную компетенцию, подтвержденную соответствующими разрешениями регулирующих их деятельность органов. Отсутствие норм регулирования отдельных видов деятельности,  которыми занимаются финансовые консультанты, имеет существенные отрицательные проявления:

  • не полная или недостоверная реклама, а также искаженная или заведомо ложная подача информации, инициированная агентом в отношении финансовых услуг принципала, вводящая в заблуждение потребителей, в отношении которых направлена реклама или с которыми проводится консультирование агентом от имени принципала;
  • недостаточная квалификация сотрудников компаний-агентов, которые осуществляют первичное консультирование клиентов сложных регулируемых видов деятельности, что может создать неправильное толкование клиентами определенных аспектов их взаимодействия с финансовой компанией;
  • в целях упрощения процедуры первичной консультации и привлечения большего количества клиентов к принципалу, агентами проводится искажение или умалчивание существенных обстоятельств делового взаимодействия клиента (потребителя финансовой услуги) и регулируемой компании (принципала).

Участники «круглого стола» особое внимание уделили важности понимания того факта, что в отсутствии законодательного регулирования деятельности агентов финансовых компаний, их зона ответственности как перед клиентами, так и перед принципалами ограничена и зачастую не определена, а отсутствие нормативов и специализированного надзора создает возможность для проявления непрофессионализма и различного рода злоупотреблений. В итоге, получается ситуация, когда ввиду нерегулируемой и бесконтрольной разрозненной деятельности  агентов нарушаются интересы потребителей финансовых услуг  и их права на получение полной и достоверной информации по получаемой услуге, а в отдельных случаях подрывается репутация целых сегментов финансового рынка.  Было отмечено, что от уровня консультационного сопровождения зависят решения клиента, касающегося его финансового благосостояния. По этой причине, к сотрудникам агентских компаний, которые допущены к оказанию консультационного сопровождения клиентов финансовых компаний в отношении услуг, оказываемых принципалом, должны применяться определенные квалификационные требования. Отсутствие обязательности применения таких стандартов, равно как и возможность сознательного искажения агентами фактов и существенных обстоятельств заключения финансовых сделок клиента с принципалом, может привести клиента к непродуманным и рискованным действиям в отношении собственных и семейных финансовых активов, что в свою очередь может наносить социальный ущерб, если речь идет о масштабном и повсеместном явлении. Также деятельность неквалифицированных агентов может наносить репутационный ущерб отдельным добросовестным регулируемым компаниям.

В ходе выступления участников «круглого стола» было продолжено обсуждение проблематики применения законодательного регулирования в отношении рекламы финансовых услуг, которая поднималась ранее, при проведении «круглого стола» на тему «Нормативно-правовое регулирование присутствия иностранных финансовых компаний на территории Российской Федерации».

В ходе проведения текущего «круглого стола» участники обсудили следующее:  фактически сложилось, что одной из основных функций агента является представление интересов принципала, привлечение третьих лиц, в том числе рекламная деятельность и консультирование в интересах принципала. Несмотря на то, что агенты не производят непосредственно оказания услуги, а являются посредниками между потребителем услуги и принципалом - компанией, которая эти услуги оказывает, зачастую агенты воспринимаются  потребителями, в адрес которых направлена реклама, как конечная компания - принципал. Происходит это ввиду возможности использования в деятельности агента однотипного с принципалом фирменного наименования и логотипа компании. Данное явление дает в определенных случаях агентам возможность обходить законодательные ограничения, которые существуют для регулируемых видов деятельности. Такие агенты разрабатывают схемы рекламирования своей собственной деятельности, не обремененной ограничениями, которые в итоге направлены на продвижение брендов компаний, продающих услуги на финансовых рынках. Особенно актуальна данная проблема встала в последнее время в связи с изменением законодательства Российской Федерации в части деятельности таких компаний - принципалов на финансовых рынках, чья деятельность является лицензируемой, требующей вступления в СРО или занесения в соответствующие  реестры по виду деятельности. В частности, регулируемые финансовые компании обязаны соблюдать специальное законодательство, ряд требований федерального регулирующего органа, нормативные акты, инструкции и должны подчиняться единым стандартам. Их деятельность является строго регламентированной и контролируемой, в том числе в рекламной сфере и по характеру взаимодействия с клиентами. В то же время, агенты таких компаний в настоящее время не регулируются на законодательном уровне, и на них не накладываются ни контролирующие, ни регулирующие нормативы, присущие конкретному виду финансовой деятельности по которому они оказывают взаимодействие с потребителями услуги своего принципала.

Законопроект (№ 928356-6), инициированный членами Комитета по бюджету и финансовым рынкам, в конечном итоге также направлен на отсечение компаний, действующих на российской территории нелегитимным образом, от конечного потребителя услуг на финансовых рынках.

Участники «круглого стола» обсудили вопросы, возникавшие в ходе работы над законопроектом. В частности было отмечено, что существует отличительная особенность деятельности  финансовых консультантов, позволяющая разграничить их от иных компаний, которые проводят консультационную деятельность на финансовых рынках и действуют от своего имени и за вознаграждение, получаемое в свою пользу от клиента, осуществляют их финансовое или инвестиционное консультирование в отношении возможных вложений, инвестиций и прочих существенных условий проведения клиентами операций на финансовых рынках. По мнению участников «круглого стола», деятельность таких компаний может повлиять на материальное благосостояние потребителя финансовой услуги, а поэтому должна подчиняться квалификационным требованиями мерам финансовой ответственности, отличным от применяемых к финансовым консультантам, поскольку носит принципиально иной экономический и организационный характер деятельности, а также форму самой услуги.     Аналогичный вопрос в ходе обсуждения законопроекта возникал в отношении того, как соотносится правовое положение финансового консультанта с правовым положением страховых агентов. Участники «круглого стола» подчеркнули важность понимания того факта, что это организации, относящиеся к разным видам деятельности, которые необходимо разграничивать по объекту консультирования. Предлагаемый в настоящее время к рассмотрению законопроект не распространяет свое действие на регулирование деятельности страховых агентов, для которых уже в настоящее время введены законодательные нормы регулирования. Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием. В то время как агентская деятельность финансовых консультантов направлена на иной объект, которым являются финансовые услуги, оказываемые лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации, либо включенные в соответствующий реестр или являющиеся членами соответствующих саморегулируемых организаций.

Участниками «круглого стола» была отмечена также и положительная тенденция развития рынка финансовых консультантов в Российской Федерации. Исторически  на рынке услуг возникло значительное количество компаний агентов, чья деятельность является профессиональной и в полной мере добросовестной. Коммерческая значимость квалифицированных агентов для регулируемых финансовых компаний является высокой, поскольку клиенты получают возможность получить консультацию или агентскую услугу в любом удаленном от места нахождения принципала регионе или городе, что избавляет принципала от необходимости иметь неоправданно большую региональную сеть собственных офисов или филиалов. Особенно данный факт актуален на рынке услуг кредитных брокеров, которые выступают финансовыми консультантами для сферы применения банковских услуг. Учитывая, что в условиях текущего кризиса многие банки вынуждены сворачивать свои филиальные и офисные сети и уходить из регионов, система сети кредитных брокеров как официальных регулируемых финансовых консультантов, может стать альтернативой собственным розничным сетям банков в регионах. При этом особенно важно, чтобы система этих розничных брокеров являлась регулируемой, т.к. только такой подход может позволить банковской структуре убедиться в прозрачности и корректности их деятельности и сбалансировать банковские риски от неправомерного применения договорных отношений.

В ходе проведения «круглого стола» его участники обратили  внимание на то, что после внесения членами Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в Государственную Думу законопроекта № 928356-6, депутатами Государственной Думы также был внесен проект федерального закона  № 1009203-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников», который направлен на регулирование деятельности финансовых советников.

В этой связи участники «круглого стола» считают возможным объединить усилия авторов двух законодательных инициатив для выработки единого подхода к регулированию деятельности финансовых консультантов и финансовых советников, отражающего сильные стороны, как одного проекта федерального закона, так и другого.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» считают возможным рекомендовать следующее.

1) Членам Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам продолжить работу над законодательными инициативами, направленными на устранение пробела в регулировании такого сегмента финансового рынка как деятельность финансовых консультантов, в части приведения их к единым профессиональным стандартам с тем, чтобы потребителю оказывались услуги теми лицами, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, а также дать возможность  лицензированным финансовым компаниям, включая банковские кредитные учреждения, переложить на таких квалифицированных агентов часть работы по первичному взаимодействию с клиентами - потребителями финансовых услуг.

2) Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 928356-6 

«О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и  № 1009203-6  «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников» в целях определения базового для дальнейшего рассмотрения его во втором чтении;

  • учесть основные положения  проекта федерального закона 

№ 928356-6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона
«О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в проекте федерального закона  № 1009203-6  «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников» в случае его принятия в первом чтении.

3) Экспертно-консультативному Совету при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам принять активное участие в подготовке поправок ко второму чтению к одному из вышеуказанных законопроектов, который будет принят Государственной Думой в первом чтении.