«Круглые столы»

«Снижение рисков в деятельности финансовых организаций при использовании государственных электронных сервисов»

Рекомендации

Обсудив с участием членов Совета Федерации представителей Минкомсвязи России, Минпромторга России, Банка России, Минфина России, Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Федеральной налоговой службой (ФНС России), Федеральной миграционной службой (ФМС России), Федеральной службой судебных приставов (ФССП России), а также экспертного сообщества вопросы, связанные со снижениемрисковв деятельности финансовых организаций при использовании государственных электронных сервисов, участники «круглого стола» считают важным отметить следующее. 

В последние годы Правительством Российской Федерации совместно с Банком России активно проводится комплексная работа по совершенствованию механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке.

Использование государственных электронных сервисов является важным инструментом в деятельности финансовых организаций.

Государственные электронные сервисы повышают качество предоставления финансовых услуг, сокращают издержки финансовых организаций, повышают их эффективность.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд нерешенных вопросов, препятствующих дальнейшему развитию системы электронного взаимодействия между финансовыми организациями и органами государственной власти, предоставляющими услуги государственных электронных сервисов.

Так, до сих пор не завершен второй этап Пилотного проекта по предоставлению широкому кругу кредитных организаций из Пенсионного фонда Российской Федерации электронной выписки о состоянии индивидуального лицевого счета заемщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, не охваченными электронными сервисами остаются некредитные финансовые организации, такие как микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и другие.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что затягивание реализации второго этапа Пилотного проекта препятствует созданию равных конкурентных условий на финансовом рынке.

Также участники «круглого стола» считают необходимым отметить важность дальнейшего развития инфраструктуры государственных электронных сервисов.

В этой связи Правительству Российской Федерации, Банку России совместно с заинтересованными участниками финансового рынка необходимо сконцентрировать свои усилия над созданием на основе Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) единого реестра сведений для идентификации в целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), повышением эффективности механизма упрощенной идентификации клиентов, расширением круга государственных электронных сервисов в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), доступных кредитным организациям, а также формированием системы электронных паспортов транспортных средств, обеспечением доступа кредитных и микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов к информационным источникам ФНС России с целью проверки финансового положения потенциальных заемщиков – физических лиц.

Учитывая высокую актуальность задач, связанных с использованием финансовыми организациями государственных электронных сервисов, участники «круглого стола» считают возможным рекомендовать следующее:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о:

  • расширении количества государственных электронных сервисов в СМЭВ для проверки кредитными организациями платежеспособности заемщиков и сведений о банковских клиентах и их бенефициарах в рамках деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, содержащих информацию Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по финансовому мониторингу и других государственных органов;
  • создании единого сервиса для упрощенной идентификации клиентов кредитных организаций путем получения их идентификационных данных из Единой системы идентификации и аутентификации;
  • доступе (с учетом опыта реализации Пилотного проекта) посредством инфраструктуры «электронного правительства» кредитных и микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов к информации ФНС России с целью проверки финансового положения своих потенциальных заемщиков.

2. Минфину России, Минкомсвязи России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации завершить в кротчайшие сроки работу по реализации второго этапа Пилотного проекта, направленного на предоставление кредитным организациям из Пенсионного фонда Российской Федерации электронной выписки о состоянии индивидуального лицевого счета заемщика в системе обязательного пенсионного страхования в целях создания равных конкурентных условиях на финансовом рынке.

3. Федеральной налоговой службе рассмотреть вопрос создания в СМЭВ сервиса ФНС России по автоматическому информированию кредитных организаций о приостановлении по решению налоговых органов операций по счетам налогоплательщиков.

4. Минпромторгу России обеспечить информационное взаимодействие финансовых организаций с системой электронных паспортов транспортных средств, создаваемой АО «Электронный паспорт» с доступом к данным о собственнике транспортного средства (ТС), наличии залоговых прав в отношении ТС, а также к информации об иных обременений в отношении ТС.

5. Федеральной службе судебных приставов рассмотреть вопрос о расширении перечня общедоступных сведений в банке данных исполнительных производств на сайте ФССП России в сети «Интернет» за счет идентифицирующих признаков юридических лиц (ИНН, ОГРН), а также выводе в СМЭВ сервиса ФССП России по статусу действующих исполнительных производств.

6. Пенсионному фонду Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в СМЭВ сервиса ПФР по выбору гражданином кредитной организации для получения пенсии.

7. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов (№1003299-6, № 1029186-6), направленных на совершенствование порядка осуществления процедур идентификации, в том числе за счет увеличения минимальной суммы операций, при совершении которых не проводится идентификация или может проводиться упрощенная идентификация клиента.