«Круглые столы»

«Законодательное регулирование рынка страховых услуг»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2015 года провел 11 декабря 2015 года «круглый стол» на тему: «Законодательное регулирование рынка страховых услуг».

На заседании «круглого стола» были рассмотрены актуальные вопросы правоприменительной практики законодательства в сфере страхования. В его работе приняли участие руководители Банка России, представители Минфина России, Агентства по страхованию вкладов, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представители страховых компаний, союзов и ассоциаций страховщиков, актуариев, организаций по защите прав потребителей, иные заинтересованные лица.

Участники «круглого стола» отмечают, что за последнее время на законодательном уровне принято существенное количество изменений и дополнений, направленных на совершенствование регулирования и осуществления страховой деятельности.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на комплексное совершенствование законодательства об ОСАГО в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного в результате использования транспортных средств, и предусматривает, в частности:

  • увеличение страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего, до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего;
  • увеличение размера страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (c l апреля 2015 г.);
  • обязанность страховщика по предоставлению услуги заключения договора ОСАГО в любом обособленном подразделении страховщика (филиале);
  • увеличение максимального размера страховой выплаты до 50 тыс. рублей в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции при определенных обстоятельствах;
  • оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с последующей страховой выплатой в пределах страховой суммы 400 тыс. рублей, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами);
  • меры, направленные на предотвращение практики отказа страховщиков в заключении договоров ОСАГО (наложение административного штрафа на должностных лиц страховщика в размере 50 тыс. рублей);
  • возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа. У гражданина теперь есть возможность купить электронный полис ОСАГО по интернету.
  • право потерпевшего на выбор способа возмещения вреда. Страховая выплата может осуществляться в денежной форме или путем организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средства на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания транспортных средств;
  • сокращение сроков рассмотрения документов потерпевшего и осуществления страховой выплаты до 20 календарных дней за исключением нерабочих праздничных дней.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» направлен на совершенствование порядка реализации сельскохозяйственного страхования и предусматривает:

  • обязанность страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование, выполняемое с государственной поддержкой, состоять членами единого общероссийского объединения страховщиков;
  • особенности деятельности единого общероссийского объединения страховщиков, включая формирование объединением страховщиков фонда компенсационных выплат;
  • снижение порога утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры с 30 и более процентов по сравнению с запланированным урожаем до 25 и более процентов (а с 1 января 2016 года до 20 и более процентов), и утраты (гибели) посадок многолетних насаждений с более чем на 40 процентах площади земельных участков, занятых посадками многолетних насаждений, до более чем на 30 процентах;
  • обязанность страховщика по формированию страхового резерва для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат (стабилизационный резерв) в случае, если при осуществлении сельскохозяйственного страхования разница между доходами и расходами страховщика за отчетный период превышает 5 процентов от указанных доходов;
  • возможность наличия в договоре сельскохозяйственного страхования положения об установлении безусловной франшизы, размер которой не может превышать тридцати процентов страховой суммы в отношении каждого объекта страхования.

С 1 января 2015 г. полноценно вступил в силу Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», который создал правовую основу для осуществления актуарной деятельности в Российской Федерации – деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) финансовых обязательств, обусловленных наличием рисков, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует новый порядок страховой защиты для россиян, выезжающих за рубеж. Главные новеллы – страховая сумма составляет не менее 2 миллионов рублей; ответственность за здоровье и безопасность лиц, не заключивших договор добровольного страхования, возложена на них самих. Условия и порядок осуществления вышеуказанного добровольного страхования определяются правилами страхования, разрабатываемыми страховщиком или объединением страховщиков с учетом требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о страховании.

Также среди нововведений 2015 году в области страхования стоит отметить появление Бюро страховых историй, как легитимного инструмента для того, чтобы дать лучшие условия законопослушному, не приносящему проблем клиенту, учитывать профиль риска конкретного клиента. Заработал институт кураторов – специалистов, имеющих канал оперативного обмена информацией со страховой компанией. Это позволит оценивать риски страховщика в индивидуальном порядке, определять на этой основе группу риска, к которой относится компания, и соответствующий формат контрольно-надзорных мероприятий для нее. Нельзя не отметить и активное движение в области развития саморегулирования в 2015 году.

Тем не менее, обсудив реализацию последних новаций в законодательном регулировании рынка страховых услуг участники «круглого стола» отметили необходимость решения ряда существующих вопросов.

Было признано целесообразным:

1. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

  • № 694881-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий»;
  • № 777087-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

2.1. В целях повышения эффективности сельскохозяйственного страхования, выполняемого с государственной поддержкой, установить на законодательном уровне:

  • сроки обращения сельхозпроизводителя в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации за предоставлением субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования;
  • порядок возврата страховой организацией бюджетных средств в случае их излишнего или ошибочного перечисления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

2.2. Совместно с Центральным банком Российской Федерации ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего проведение санации страховых организаций с привлечением ГК «Агентство по страхованию вкладов»;

2.3. Ускорить формирование требований к средствам контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия в целях оформление документов о нем без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

3. Предложить Центральному банку Российской Федерации:

  •          продолжить обеспечение контроля за финансовой устойчивостью страховых организаций и качеством их активов;
  •          активизировать работу по противодействию мошенничеству в сфере страхования;
  •          продолжить работу по информированию населения о деятельности регулятора в области страхового дела и защите прав потребителей.