«Круглые столы»

«Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с участием представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, а также экспертного сообщества, провел 27 ноября 2015 года «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Участники «круглого стола» отмечают, что институт обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одним из базовых элементов государственного контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств, а также незаменим для операций, имеющих признаки высокого риска, в системообразующих отраслях экономики.

Указанный институт, действующий в Российской Федерации с 2001 года, оправдал себя на этапе становления российской «антиотмывочной» системы и должен быть сохранен в дальнейшем.

В то же время, ряд представителей финансового сектора отметили следующие актуальные проблемы, связанные с исполнением организациями финансового рынка требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Усиливающиеся с каждым годом требования Закона № 115-ФЗ по организации обязательного контроля в целях ПОД/ФТ требуют дополнительного увеличения расходов со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

Необходимость выполнения требований по обязательному контролю снижает, по мнению отдельных представителей финансового сектора, возможности банков по содержательному анализу клиентов, выявлению необычных операций и подозрительной деятельности, указывающей на возможное осуществление легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В этой связи участники «круглого стола» считают, что в целях сокращения временных и финансовых издержек финансовых организаций на изучение оснований проведения операций с денежными средствами в наличной форме необходимо установить сумму операций в качестве базового формального критерия, при выполнении которого операция с наличными денежными средствами подлежит обязательному контролю и, одновременно с этим, проработать вопрос о дифференциации суммы операции с наличными денежными средствами, подлежащей обязательному контролю, с учетом отличий по характеру операций кредитных и некредитных финансовых организаций.

Также, с учетом объективных различий по характеру операций, осуществляемых кредитными и некредитными финансовыми организациями, целесообразно дифференцировать виды операций, подлежащих контролю для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций – субъектов исполнения Закона № 115-ФЗ. В частности, на примере сделок с недвижимым имуществом, в которых кредитные организации участвуют только путем осуществления по ним расчетов, представляется целесообразным обязать кредитные организации сообщать в уполномоченный орган только о расчетных операциях своих клиентов, тогда как о сделках должны сообщать другие субъекты первичного финансового мониторинга.

Учитывая вышеизложенное, в целях снижения административной нагрузки на финансовые организации, повышения эффективности при осуществлении обязательного контроля, участники «круглого стола» считают возможным рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о дифференциации видов операций, подлежащих обязательному контролю, для кредитных организаций (включая государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и некредитных финансовых организаций, исполняющих Закон №115-ФЗ;

2) рассмотреть вопрос об исключении обязанности кредитных организаций по обязательному контролю сделок с недвижимым имуществом при сохранении контроля за переводами денежных средств по таким сделкам;

3) рассмотреть вопрос о расширении видов операций, по которым проводится упрощенная идентификация клиента.

2. Росфинмониторингу совместно с Центральным банком Российской Федерации:

  • рассмотреть перечень операций, содержащихся в пункте 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, на предмет их актуализации;
  • продолжить работу по определению секторов экономики высокого риска, по отношению к которым целесообразно сохранять (внедрять) институт обязательного контроля;
  • интенсифицировать практику взаимодействия с отраслевыми организациями, саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами, представляющими интересы финансовых организаций в целях максимального учета их предложений в части совершенствования «антиотмывочной» системы.

3. Отраслевым организациям, саморегулируемым организациям и другим общественным структурам, представляющим интересы финансовых организаций, обеспечить повышение квалификации сотрудников служб внутреннего контроля, в целях постепенного перехода к полномасштабному внедрению лучших зарубежных практик реализации принципа «знай своего клиента» и выявления подозрительных операций.