«Круглые столы»

«Влияние изменений налогового законодательства» (»налогового маневра») в области нефтегазодобывающего сектора в 2015 году на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Рекомендации

19 ноября 2015 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам  провел «круглый стол» на тему «Влияние изменений налогового законодательства («налогового маневра») в области нефтегазодобывающего сектора в 2015 году на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации,  Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных организаций и бизнес-сообщества.

Обсудив вопросы, связанные с изменением налогового законодательства в области добычи и экспорта углеводородного сырья участники «круглого стола» отмечают следующее.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен комплекс мер («налоговый маневр»), включающий в себя поэтапное, в течение трех лет, существенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,9 раза (с 57% до 42% в 2015 году, с 55% до 36% в 2016 году и с 55% до 30% в 2017 году) и товары, выработанные из нефти, в 1,7-3 раза в зависимости от вида нефтепродуктов с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) на нефть в 1,7 раза (с 530 до 766 рублей за тонну в 2015 году, с 559 до 857 рублей за тонну в 2016 году и с 559 до 919 рублей за тонну в 2017 году) и газовый конденсат в 6,5 раз.

Последствием увеличения ставок НДПИ мог явиться рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В целях минимизации возможных негативных последствий, связанных с реализацией «налогового маневра» и сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке,  предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на  автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла (в 2,2 раза за 3 года).

Участники «круглого стола» считают, что необходимо провести анализ последствий реализации комплекса мер в рамках «налогового маневра» для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Условия проведения «налогового маневра» в 2015 и 2016 году существенно отличаются от первоначально запланированных. В связи с этим возникают опасения, насколько удалось достигнуть заявленных целей при введении «налогового маневра», а именно увеличить степень переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах, усилить экономические стимулы к их ускоренной модернизации и получить эффект для федерального бюджета, который на 2015 год оценивался в размере 22,6 млрд. рублей, а на 2016 год – 245,0 млрд. рублей.

В 2015 году резкое снижение мировых цен на энергоносители и падение курса рубля по отношению к доллару США внесло существенные коррективы в параметры «налогового маневра»  в нефтяной отрасли, которые определялись Правительством Российской Федерации исходя из цен на нефть в размере 100 долларов США за баррель и курса доллара США на уровне 38 рублей за доллар США.

Несмотря на существенное изменение макроэкономических условий реализация «налогового маневра», по мнению Минфина России, не приводит к системным рискам в нефтяной отрасли. По итогам 9 месяцев 2015 года, за счет девальвации рубля денежный поток на одну тонну добытой нефти увеличился на 30%, что позволит получить дополнительный доход нефтедобывающим компаниям в сумме 300-500 млрд. рублей. А суммарный эффект от проведения «налогового маневра» по итогам 2015 года может составить 12,3 млрд. рублей.

В настоящее время Государственной Думой приняты в первом чтении проекты федеральных законов «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и «О внесении изменений в статью 3424 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», направленные на «изъятие» дополнительных доходов у компаний, экспортирующих углеводородное сырье и нефтепродукты, на сумму более 300 млрд. рублей.

В 2016 году Правительство Российской Федерации также предлагает изменить условия «налогового маневра». Согласно законопроекту «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предусматривается сохранение на 2016 год коэффициента для расчета размера вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты на уровне 2015 года в размере 42% (ранее было законодательно установлено ее снижение).

Также Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», одобренным Советом Федерации 18 ноября 2015 года, ставки акцизов практически на все виды нефтепродуктов были повышены по сравнению с уровнем 2015 года. В то время как первоначальными условиями «налогового маневра» было предусмотрено поэтапное снижение указанных ставок акцизов с 2015 года по 2017 год.

Участники «круглого стола» обращают внимание, что повышение ставок НДПИ и размеров вывозной таможенной пошлины для организаций нефтегазовой отрасли привело в 2015 году к значительному сокращению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В отличие от НДПИ и таможенной пошлины, которые поступают в федеральный бюджет, налог на прибыль является одним из важнейших источников доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации (в 2014 года он составил 30% налоговых доходов региональных бюджетов).

В 2016 году при сохранении ставки таможенной пошлины на уровне 2015 года и повышении ставки НДПИ выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Российской Федерации по налогу на прибыль сохранятся. По оценке Минфина России, для федерального бюджета на 2016 год они составят 6,3 млрд. рублей.  По расчетам Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, выпадающие доходы региональных бюджетов по налогу на прибыль организаций в связи с изменением налогообложения в нефтегазовой отрасли в 2016 году могут составить более 50 млрд. рублей. При этом необходимо иметь в виду, что эта сумма распределится среди 10-12 субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется нефте- и газодобыча.   

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» считают целесообразным рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

провести расчет объемов выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в связи с изменением налогообложения нефтяной и газовой отраслей в разрезе субъектов Российской Федерации;

предусмотреть в федеральном бюджете на 2016 год средства на компенсацию указанных выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

 2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

по итогам исполнения федерального бюджета 2015 года провести в I квартале 2016 года совещание для определения фактического изменения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанного с осуществлением «налогового маневра»; направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу  Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.