«Круглые столы»

«О реализации законодательных новаций в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2015 года провел 25 марта 2015 года «круглый стол» на тему: «О реализации законодательных новаций в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

На заседании «круглого стола» были рассмотрены актуальные проблемы правоприменительной практики в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО). В его работе приняли участие руководители Министерства финансов Российской Федерации, представители Центрального банка Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации, представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представители страховых компаний, организаций по защите прав потребителей, ассоциаций страховщиков, актуариев, технических экспертов, другие заинтересованные лица. Внимание участников «круглого стола» было прежде всего обращено на последние законодательные изменения в правовом регулировании ОСАГО.

Инициированный Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) направлен на комплексное совершенствование законодательства об ОСАГО в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного в результате использования транспортных средств, и предусматривает, в частности:

  • увеличение страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего, до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего;
  • увеличение размера страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (c l апреля 2015 г.);
  • обязанность страховщика по предоставлению услуги заключения договора ОСАГО в любом обособленном подразделении страховщика (филиале);
  • увеличение максимального размера страховой выплаты до 50 тыс. рублей в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции при определенных Федеральным законом № 223-ФЗ обстоятельствах;
  • оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с последующей страховой выплатой в пределах страховой суммы 400 тыс. рублей, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами);
  • меры, направленные на предотвращение практики отказа страховщиков в заключении договоров ОСАГО (наложение административного штрафа на должностных лиц страховщика в размере 50 тыс. рублей);
  • возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа (с 1 июля 2015 г.);
  • право потерпевшего на выбор способа возмещения вреда. Страховая выплата может осуществляться в денежной форме или путем организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средства на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания транспортных средств;
  • сокращение сроков рассмотрения документов потерпевшего и осуществления страховой выплаты до 20 календарных дней за исключением нерабочих праздничных дней.

В целом Федеральный закон № 223-ФЗ позволил существенно повысить эффективность защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в результате ДТП. Следует отметить, что определенные новеллы Федерального закона № 223-ФЗ были рекомендованы к реализации «круглым столом» на тему: «Социальная ответственность финансовых институтов», проведенным в Совете Федерации 19 марта 2013 г.

За период, прошедший после принятия Федерального закона № 223-ФЗ, была проведена большая работа, направленная на издание нормативных правовых актов по его реализации. Так, целый ряд полномочий был передан Центральному банку Российской Федерации, который в результате принял следующие указания и положения:

  • указание Центрального банка Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 3380-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»;
  • указание Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • указание Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками»;
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»;
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Участники «круглого стола» обсудили планируемую с 12 апреля 2015 года корректировку страховых тарифов по ОСАГО и признали ее обоснованной.

Правительство Российской Федерации в свою очередь также издало ряд нормативных правовых актов, в том числе установило требования к техническим средствам контроля, которые используются при оформлении ДТП без участия полиции, а также установило требования к экспертам-техникам.

Кроме того, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2015 г. № 150 «О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего», вступающее в силу с 1 апреля 2015 г. и предусматривающее распространение на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств нормативов для определения суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего, исходя из характера и степени повреждения здоровья. В настоящее время такие нормативы используются в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Реализация вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации позволит гражданам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), получить страховую выплату по договору ОСАГО, в части возмещения вреда, причиненного их здоровью, по упрощенной и оперативной схеме. Гражданам не придется дожидаться окончания лечения, чтобы возместить по договору ОСАГО понесенные на лечение расходы. Страховая выплата за причинение вреда здоровью будет осуществлена страховщиком по нормативам на основании медицинских документов, в которых указаны характер и степень повреждения здоровья, и документов, подтверждающих факт ДТП.

При этом если потерпевшему будет установлены более серьезный характер и степень повреждения здоровья, инвалидность, либо расходы на лечение превысят размер ранее произведенной страховой выплаты за причинение вреда здоровью, потерпевшему будет дополнительно осуществлена страховая выплата в пределах страховой суммы, размер которой с 1 апреля 2015 г. составит 500 тысяч рублей.

Обсудив реализацию последних законодательных новаций в системе ОСАГО участники «круглого стола» отметили существующие проблемы и предложили пути их решения.

Было признано целесообразным:

1. Предложить Правительству Российской Федерации совместно с Федеральным собранием Российской Федерации:

  • продолжить законотворческую работу по разработке и совершенствованию электронного документооборота в сфере ОСАГО;
  • ускорить принятие Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» и его реализацию в системе ОСАГО;
  • активизировать законотворческую работу по противодействию мошенническим и полулегальным схемам в части получения страховых выплат по ОСАГО;
  • проработать на законодательном уровне вопрос о возможных механизмах унификации условий заключения договоров ОСАГО государственными организациями в субъектах Российской Федерации с целью снижения и оптимизации расходования бюджетных средств;
  • рассмотреть вопрос о возможном законодательном закреплении нормы в части обязательного условия уплаты транспортного налога при оформлении ОСАГО.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

  • сформировать перечень средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия в целях оформление документов о нем без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

3. Предложить Центральному банку Российской Федерации:

  • усилить контроль за порядком заключения страховщиками договоров ОСАГО, в том числе путем проведения мониторинга деятельности страховщиков на местах и принятия к страховщикам, допускающим нарушения, административного наказания и мер страхового надзора;
  • продолжить работу по совершенствованию единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, в том числе в части порядка определения размера утраты товарной стоимости.

4. Предложить Центральному банку Российской Федерации совместно с Российским Союзом Автостраховщиков:

  • провести необходимые мероприятия с целью реализации с 1 июля 2015 г. возможности заключения договоров ОСАГО в виде электронного документа;
  • продолжить работу по разъяснению норм страхового законодательства, в том числе возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • продолжить работу по выявлению и противодействию действиям мошенников в сфере ОСАГО.

5. Предложить Российскому Союзу Автостраховщиков:

  • продолжить работу по акутализации справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства;
  • продолжить работу по внесению изменений в единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.