Рекомендации
Участники «круглого стола» отмечают, что внешнеэкономические и политические условия для России остаются неблагоприятными, продолжая оказывать сдерживающее влияние на российскую экономику, как за счет экспортных доходов, так и за счет возможностей привлечения внешнего финансирования.
В свою очередь, проводимая Правительством Российской Федерации и Банком России денежно-кредитная политика позволила избежать стагфляционного сценария развития страны.
Для стабилизации финансового рынка Банком России был реализован комплекс мер, в том числе повышена ключевая ставка, введены операции рефинансирования на более длительные сроки, приняты специальные программы рефинансирования, введены инструменты по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе.
Кредитные организации получили возможность использовать в качестве обеспечения облигации нефинансовых организаций и ипотечных облигаций, эмитенты или выпуски которых не имеют рейтингов, госгарантий, поручительств АИЖК. Была снижена зависимость от рейтингов международных рейтинговых агентств, а также перестали использоваться рейтинги при рефинансировании кредитов субъектам Российской Федерации.
Банк России в целях стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, продолжает использовать специальные программы рефинансирования, в рамках которых денежные средства предоставляются по ставкам ниже ключевой.
Правительством Российской Федерации предусмотрена компенсация недополученных доходов российским банкам, выдавшим ипотечные кредиты под 12 процентов годовых.
Вместе с тем в целях развития финансовых инструментов поддержки банковской системы участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
- ускорить рассмотрение вопроса о дополнении перечня из 27 банков, подлежащих докапитализации, региональными банками, путем размещения среди них оставшихся нераспределенными средств, совместно с Банком России определить соответствующие критерии;
- в соответствии с Планом антикризисных мер ускорить создание специализированного института для аккумуляции «плохих долгов»;
- в кратчайшие сроки обеспечить реальное функционирование системы предоставления кредитным организациям документов (сведений) в электронном виде органами государственной власти, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в целях осуществления кредитными организациями упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, а также подтверждения доходов заемщика;
- сохранить институт банковских гарантий при системе государственных закупок, усовершенствовав систему проверки подлинности банковских гарантий;
- ускорить внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона, предусматривающего, что при исполнении контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается перемена поставщика в случае перехода к Банку России прав кредитора по кредиту, предоставленному государственному и муниципальному заказчику, бюджетному учреждению в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом.
2. Центральному банку Российской Федерации:
- в связи с сохраняющимися сложным финансовым положениям большинства заемщиков продлить действие принятых Банком России в конце 2014 г. – начале 2015 г. антикризисных мер в части формирования резервов, расчета обязательных нормативов и не ограничения полной стоимости кредитов на срок до 01 января 2017 г. (Указание Банка России от 18.12.2014 № 3495-У, Письмо Банка России от 18.12.2014 № 209-Т, письмо Банка России от 18.12.2014 № 210-Т, Указание Банка России от 18.12.2014 № 3496-У) с учетом возможности их досрочной отмены в случае улучшения экономической ситуации в банковской системе;
- рассмотреть вопрос о расширении перечня активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования, включая портфели кредитов предприятиям, субъектам малого и среднего предпринимательства и населению, а также поручительства банков при предоставлении кредитным организациям кредитов Банка России на длительные сроки по плавающей процентной ставке;
- в целях снижения административной нагрузки на банки установить фиксированный список форм отчетности и документов, рассмотреть вопрос о приостановлении до 1 января 2017 года введения новых форм отчетности;
- изменить требования, установленные в приказе Банка России от 24 февраля 2015 года №ОД-407к кредитным организациям, которые могут получать кредиты у Банка России под обеспечение векселей и прав требований по кредитным договорам всех субъектов Российской Федерации и всех муниципальных образований, с целью существенного расширения перечня данных кредитных организаций;
- в случае усиления дефицита ликвидности возобновить выдачу беззалоговых ссуд;
- рассмотреть вопрос о снижение рисков на рынке потребительского кредитования путем:
1) дополнения критериев определения категории потребительских кредитов критерием наличия у заемщика банковского счета для зачисления заработной платы и (или) пенсии, открытого у кредитора («зарплатные кредиты»);
2) исключения критерия «вид кредитора» для устранения дисбаланса условий кредитования, осуществляемого кредитными организациями и МФО;
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
Ускорить принятие федеральных законов:
- о финансовом уполномоченном, предусмотрев выравнивание прав должников и кредиторов, а также возможность банков обжаловать решения принятые с нарушением закона;
- о рейтинговых агентствах, предусмотрев исключение требования о наличии у кредитных организаций международных рейтингов для допуска к ресурсам государственных и муниципальных органов, а также компаний с государственным участием, при этом используя рейтинги только по национальной шкале;
- об антимонопольных нормах, ограничивающих размер доли крупнейших кредиторов в целях расчета полной стоимости кредита
- предусматривающего право Банка России переоценивать залоги по банковским кредитам и осуществлять беспрепятственный выезд на объекты залога;
- предусматривающего возобновление права Банка России заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями.
Внести изменения в законодательство, предусматривающие следующее:
- расширение перечня операций, осуществляемых без идентификации, а также увеличение размера минимальной суммы операций, при совершении которых не проводится идентификация;
- совершенствование процедур индентификации клиента, в том числе внедрения дистанционной идентификации клиента в целях снижения издержек кредитных организаций;
- дифференциацию видов операций, подлежащих обязательному контролю со стороны кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма с целью снижения административной нагрузки;
- сокращение перечня операций, подлежащих обязательному контролю кредитными организациями;
- устранение правовой неопределенности в части факторинга государственных контрактов и контрактов государственных корпораций;
- включение сберегательных сертификатов в систему страхования вкладов с увеличением суммы возмещения в зависимости от срока погашения.