«Круглые столы»

«О законодательном обеспечении реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 20 февраля 2015 года провел «круглый стол» на тему «О законодательном обеспечении реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Правительство Российской Федерации подготовило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее – План).

Согласно Плану намечены оперативные мероприятия антикризисного реагирования. Кроме того, в 2015 - 2016 годах Правительством Российской Федерации будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях, сбалансированность рынка труда, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе, обеспечение социальной стабильности в обществе.

В целях сохранения сбалансированности федерального бюджета предусматривается сокращение в 2015 году на 10 процентов ряда его расходов, а также дальнейшая оптимизация структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов на 5 процентов в реальном выражении в течение 3 лет.

Участники «круглого стола» считают, что в рамках антикризисных мероприятий Правительству Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на обеспечение сбалансированности всех элементов бюджетной системы, в первую очередь Пенсионного фонда Российской Федерации и региональных бюджетов.

Необходимо стабилизировать объем государственного долга и сократить расходы на его обслуживание в бюджетах субъектов Российской Федерации, осуществить реализацию проектов импортозамещения в сельском хозяйстве, высокотехнологичных отраслях оборонной промышленности, обеспечить условия кредитования текущей и инвестиционной деятельности реального сектора экономики. В кратчайшие сроки следует определить приемлемый для субъектов Российской Федерации механизм финансирования пригородного железнодорожного сообщения. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы проектного финансирования, в том числе инфраструктурных проектов.

Рассмотрев первоочередные мероприятия Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, участники «круглого стола» считают, что данные мероприятия должны реализовываться в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и рекомендуют следующее.

1. Правительству Российской Федерации:

  • актуализировать План на основании уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год;
  • рассмотреть возможность включения в План конкретных показателей в увязке с показателями, предусмотренными в документах стратегического планирования (в том числе государственных программах Российской Федерации);
  • включить в План меры, направленные на импортозамещение в сфере здравоохранения (в части, лекарственных препаратов), в авиационной промышленности, в производстве электронной компонентной базы для нужд космической отрасли;
  • обнулить ставки таможенных пошлин для ввоза товаров (в первую очередь оборудования), требуемых при осуществлении инвестиционных проектов по импортозамещению;
  • рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления права уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за наемных работников  и себя лично в виде фиксированного платежа, но не более 50%;
  • рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства, а также предприятиям, реализующим программы импортозамещения, в том числе для компенсации расходов, связанных с изменением курсов иностранных валют;
  • провести инвентаризацию бесхозных и невостребованных по паям больше 20 лет земель с целью безвозмездной передачи их в пользование на три года агрокомплексам и фермерам, желающим расширить свое производство. Также необходимо поступить с брошенными (или находящимися длительное время в процедурах банкротства) и невостребованными в ходе приватизации предприятиями и заводами землями;
  • провести аудит эффективности расходов федерального бюджета в части средств, направляемых в государственные корпорации и в уставные капиталы ОАО, с целью их оптимизации;
  • не допускать повышения регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги сверх предусмотренной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год индексации, в том числе для конечных потребителей тепла и электроэнергии;
  • ввести квотирование доли местных производителей, в том числе малого и среднего бизнеса, в торговом обороте федеральных торговых сетей;
  • обеспечить финансирование в полном объеме экономически обоснованного уровня тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации;
  • включать в перечень строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета, в основном вводимые объекты, по которым подготовлена вся проектно-сметная документация, прошедшая необходимую экспертизу;
  • разработать и принять федеральную целевую программу «Бережливость» с целью снижения затрат на производство продукции (товаров, услуг), повышения конкурентоспособности и прибыльности отраслей экономики;
  • рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития малого и среднего предпринимательства;
  • рассмотреть возможность увеличения объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации за счет ликвидации субсидий, имеющих разовый характер и субсидий, распределяемых на конкурсной основе;
  • провести анализ оценки влияния на потенциальный рост валового внутреннего продукта реализации программы повышения капитализации кредитных организаций за счет облигаций федерального займа и других источников и результаты направить в Федеральное Собрания Российской Федерации;
  • сформировать перечень региональных предприятий, банковские кредиты которым, выданные на цели импортозамещения, подпадают под льготное (9%) рефинансирование Банком России;
  • увеличить целевое кредитование производственных предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями;
  • увеличить капитал институтов развития путем эмиссии их долгосрочных облигаций, выкупаемых Банком России и включаемых в его ломбардный список;
  • установить совместно с Центральным банком Российской Федерации контроль за валютными операциями банков с государственным участием и государственных корпораций с целью стабилизации валютного рынка;
  • принять меры по деофшоризации российского бизнеса, в том числе: ввести статус национальной корпорации, прекратить взаимоотношения государства и госсектора с офшорными компаниями, ввести ограничения допуска офшорных компаний на чувствительные к неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуре сектора российского рынка и др.     

2. Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений при определении методики распределения бюджетных кредитов обратить первоочередное внимание на обеспечение сбалансированности  и сокращение стоимости государственного долга субъектов Российской Федерации и долга местных бюджетов.

3. Центральному банку Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

  • рассмотреть возможность осуществления дополнительного рефинансирования кредитных организаций в объеме до 1,0 трлн. рублей, участвующих в программе по повышению их капитализации за счет облигаций федерального займа, по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации с дисконтом (специальной ставке) в целях увеличения в течение трех лет совокупного объема ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого и среднего бизнеса или хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в наиболее важных для развития страны отраслях экономики.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить актуализацию своих планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году в соответствии с изменяющейся ситуацией в экономике субъекта Российской Федерации.

5. Членам Совета Федерации принять активное участие в подготовке и мониторинге реализации региональных планов обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности в 2015 году.

6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам актуализировать план мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию межбюджетных отношений на 2015 год с учетом плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

7. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Совета Федерации по экономической политике принять участие в работе Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проанализировать и обобщить опыт субъектов Российской Федерации по преодолению кризисных тенденций в экономике, осуществлению политики импортозамещения и подготовить аналитический доклад Совета Федерации.

9. Комитетам Совета Федерации с участием Счетной палаты Российской Федерации в течение 2015 года заслушать отчеты о работе по реализации законодательства Российской Федерации в части активизации экономического и социального развития следующих организаций:

  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (ЗАО «РОСЭКСИМБАНК»);
  • Агентства по страхованию вкладов;
  • Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
  • Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;
  • АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»;
  • ОАО «Российская венчурная компания»;
  • ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
  • ОАО «Росагролизинг»;
  • Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».

10. Совету Законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рекомендовать подготовить предложения по адаптации налоговой системы Российской Федерации к новым экономическим реалиям, обратив первоочередное внимание на защиту интересов субъектов Российской Федерации.

11. Комитетам Совета Федерации принять участие в анализе государственных программ с целью концентрации бюджетных расходов на приоритетных  направлениях развития экономики и дополнительных антикризисных мерах. Своевременно направлять в Правительство Российской Федерации заключения по корректировке указанных программ.

12. Комитету Совета Федерации по экономической политике совместно с заинтересованными комитетами Совета Федерации подготовить «правительственный час» на тему «Об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения».

13. Комитету Совета Федерации по социальной политике:

  • подготовить предложения по дополнению пункта 14 Плана, предусматривающие компенсацию расходов, связанных с изменением валютных курсов, в том числе при закупке медицинского оборудования;
  • принять участие в подготовке законопроектов и нормативных правовых актов об адресной социальной поддержке граждан, обратив особое внимание на вопросы:
    предоставления в 2015 году права единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 20 тыс. рублей;
    минимальной разовой индексации цен нижнего стоимостного сегмента лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

14. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам принять участие в заседаниях межведомственной рабочей группы, осуществляющей оперативный мониторинг развития ситуации в субъектах Российской Федерации и реализации плана Правительства Российской Федерации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

15. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Совета Федерации по экономической политике провести совещание по вопросу внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов».