«Круглые столы»

«О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника» (17.12.2013г.)

Рекомендации

Участники «круглого стола» отмечают, что в настоящее время институт банкротства физических лиц существует практически во всех странах с развитой экономической системой. Практика признания граждан банкротами достаточно широко распространена и особенно активизируется в кризисные периоды развития мировой экономики. При этом процедура банкротства физических лиц детально регламентируется в законодательстве большинства стран.

Необходимость принятия соответствующего федерального закона в России обусловлена наблюдающимся в последние годы ростом просроченной задолженности по ипотечным и потребительским кредитам.

Принятый Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» направлен на законодательное закрепление реабилитационных процедур в отношении граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях справедливого урегулирования их кредиторской задолженности:

вводится новая процедура, применяемая в деле о банкротстве должника – «реструктуризация долгов», которая применяется в целях погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов, утверждаемого арбитражным судом;

устанавливается возможность привлечения для участия в деле о банкротстве финансового управляющего, вознаграждение которому выплачивается за счет лица, по заявлению которого финансовый управляющий утвержден;

предусматривается публикация сведений о ходе дела о банкротстве гражданина путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Создание законодательных механизмов контроля уровня закредитованности заемщика – физического лица является также одной из мер по снижению рисков в сфере потребительского кредитования, направленных на недопущение возникновения негативных последствий как для банков, в особенности розничных, так и для всей банковской системы в целом.

В связи с этим скорейшее принятие указанного проекта федерального закона является крайне важным. Вместе с тем, по мнению участников «круглого стола», законопроект требует существенной доработки.

Участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации при доработке данного законопроекта обратить особое внимание на необходимость:

сохранить разделение между процедурами банкротства обычных граждан и индивидуальных предпринимателей;

определить состав и порядок включения сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

урегулировать порядок утверждения вознаграждения финансового управляющего и порядок определения размера оплаты услуг лиц, привлекаемых финансовым управляющим;

исключить неопределенность полномочий финансового управляющего в части доступа к охраняемой информации;

установить административную ответственность финансового управляющего за незаконное разглашение информации, составляющей личную, коммерческую, служебную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

уточнить порядок обращения взыскания на заложенное жилое помещение;

установить возможность временного ограничения прав должника, в отношении которого введена реструктуризация долгов, а также должника, признанного банкротом;

определить процедуру оспаривания сделок;

обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника с участием кредиторов;

установить срок рассмотрения требований кредиторов;

исключить возможность злоупотреблений со стороны мошенников;

обеспечить корреляцию с законами о финансовом омбудсмене и коллекторской деятельности.

Участники «круглого стола» считают также необходимым внести в законопроект следующие изменения:

сумма задолженности для начала процедуры банкротства должна быть увеличена с предлагаемых законопроектом 50 тысяч рублей до 300 тысяч рублей;

институт финансового управляющего должен стать обязательным с установлением четких критериев оплаты услуг финансового управляющего;

установить обязанность финансового управляющего направлять в электронном виде информацию о банкротстве не только в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, но и в Бюро кредитных историй;

ввести обязательную досудебную процедуру урегулирования задолженности гражданина перед кредиторами;

закрепить норму о том, что право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда, подтверждающего требования по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;

ограничить подлежащий приостановлению с даты введения реструктуризации долгов перечень судебных дел, рассматриваемых вне рамок дела о банкротстве, по искам к должнику, предусматривающих в качестве последствий возможность возврата или иного отчуждения имущества должника;

уточнить критерии сделок, которые могут быть оспорены в рамках дела о банкротстве должника;

ввести норму о том, что граждане, признанные банкротами, подлежат ограничению в выезде за рубеж и не вправе занимать выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также должности судей;

привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации положения, которые затрагивают обращение взыскания на жилое помещение и на землю;

не исключать из конкурсной массы избыточное (даже единственное) жилое помещение, земельные участки, племенной скот (имущественный иммунитет должен распространяться именно на тот земельный участок, который является основным источником существования самого гражданина–должника);

установить отдельную процедуру уведомления кредиторов о введении реструктуризации долгов в отношении конкретного гражданина;

предоставить кредиторам право рекомендовать план реструктуризации;

придать публичности статус банкрота;

наделить третьих лиц правом предоставления сведений в Бюро кредитных историй.

Участники «круглого стола» считают необходимым ускорить принятие данного закона, что позволит положительно повлиять на уровень закредитованности населения, улучшить его финансовую грамотность, косвенно воздействовать на снижение процентных ставок по кредитам населению и, следовательно, повысить устойчивость и конкурентоспособность российской банковской системы.

Председатель
Комитета Совета Федерации
по бюджету и финансовым рынкам
С.Н.Рябухин