«Круглые столы»

«Регулирование внебиржевых финансовых рынков» (21.05.2013г.)

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по инициативе Экспертно-консультативного совета при Комитете 21 мая 2013 года провел круглый стол на тему «Регулирование внебиржевых финансовых рынков».

Участники «круглого стола» рассмотрели вопросы, связанные с финансовой  инфраструктурой российской экономики, важными институтами которой в том числе являются кредитные брокеры, форекс операторы, страховые операторы и финансовые советники как особые финансовые посредники. Были отмечены существующие проблемы, связанные с отсутствием законодательной базы, регулирующей данный сегмент финансового рынка, и предложена дорожная карта, направленная на их решение. 

В ходе проведения «круглого стола» была дана историческая оценка ситуации на рынке финансовых посредников, сложившаяся  за период с 1990-х годов и по настоящее время. Были рассмотрены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных брокеров, форекс операторов, страховых операторов и финансовых советников. Участники проанализировали работу Экспертно-Консультативного Совета, в результате анализа которой были выявлены особенности, позволяющие отнести  указанную категорию участников финансового рынка к единому профессиональному сообществу – профильным операторам, объединенных общими принципами деятельности и ролью в предоставлении потребителю линейки брокерских и посреднических услуг. Была подчеркнута особенность деятельности профильных операторов как участников внебиржевого финансового рынка и особенности регулирования данного сегмента рынка.

Участники отметили, что в современную эпоху экономических и финансовых отношений, особая роль финансовых брокеров должна основываться на профессиональных знаниях, что создает основу формирования нового вида продукта для потребителей финансовых услуг. Однако, исторически сформировавшийся и практически давно функционирующий рынок потребления такого вида услуг, остается до настоящего времени законодательно неотрегулированным. Существует ряд пробелов в законодательстве Российской Федерации, связанных с отсутствием разработанных норм регулирования некоторых сегментов финансового рынка, что приводит к противоречивой ситуации: наличие фактического рынка и спроса на услуги финансовых брокерских компаний при отсутствии нормативного регулирования данных правоотношений. Участники особое внимание обратили на тот факт, что несовершенство существующих механизмов регулирования участников финансовых рынков происходит из того, что в настоящем не существует таких федеральных законов, под которые бы подпадала деятельность посреднических финансовых организаций, выступающих связующим звеном между стороной по сделке и конечным клиентом – потребителем услуг. В то время как российские финансовые институты подразделяются на две группы, принципиально отличающиеся по характеру финансовой деятельности: к первой группе относятся такие, которые собственно оказывают финансовые услуги и являются стороной по сделке с потребителем и совершают финансовые операции от своего имени и за свой счет; участники второй группы в настоящее время представляют внебиржевую часть рынка, ориентированную на посреднические услуги потребителям в финансовой сфере. Деятельность последних не является услугами по непосредственному проведению финансовых сделок, она служит звеном, посредством которого для потребителя облегчается получение доступа к получению финансовой услуги со стороной по сделке из числа финансовых институтов, относящихся к первой категории участников финансового рынка. Для обеспечения защиты прав потребителей, такое связующее звено должно предоставлять полностью квалифицированный подход к продуктам предлагаемой финансовой линейки.  Таким образом, участники «круглого стола» пришли к мнению, что следует провести разграничения  между базовой сферой деятельности на финансовых рынках (которая в настоящий момент регулируется существующими федеральными законами) и посреднической сферой деятельности, которая пока законодательно не регулируются.  Поскольку на практике данные виды деятельности существуют, а законодательное регулирование их в российской экономике отсутствует, это противоречит как интересам государства в целом, так и интересам прав потребителей данных видов услуг.

Современный финансовый посредник выступает как самостоятельный субъект экономических отношений и его услуги имеют самостоятельную экономическую ценность и добавленную стоимость. При этом такие посредники принимают на себя системные риски своих клиентов, которые в рамках узкого отраслевого надзора не могут быть проконтролированы, что говорит о недостаточности роли отдельно взятых СРО, которые без введения государственного механизма надзора проводят разрозненную или даже противоречащую друг другу политику внутреннего регулирования деятельности своих членов. Для защиты прав и интересов участников рынка потребления продуктов финансовых посредников, необходимо усилить взаимодействие государственных органов регулирования и надзора с общественными объединениями, координирующими профильную деятельность участников  рынка и с профессиональными СРО, объединяющих профильных операторов финансовых рынков.

Российским законодательством не установлены понятия кредитного брокера, форекс оператора, страхового оператора, финансового советника и отсутствует процедура государственного лицензирования их деятельности, также нет федеральных законов, определяющих порядок деятельности таких финансовых посредников. 

Отсутствие понятной схемы налогообложения ряда операций, создает риски в части трактовки и определения порядка надлежащего исчисления и уплаты налогов, в частности для работы форекс-компаний, работающих в российском правовом поле с российскими клиентами, в части надлежащего исполнения ими функций налогового агента. Поскольку до настоящего времени позиция госорганов сводилась к тому, что деятельность участников рынка деривативов не относилась к регулируемым видам деятельности, это создавало препятствие для урегулирования процесса налогообложения прибыли российских клиентов, осуществляющих операции по проведению сделок на международном рынке форекс, что в свою очередь провоцировало вывод финансовых средств в оффшорные зоны за пределы Российской Федерации и создавало условия для ухода от уплаты налогов российскому государству. Сложившаяся ситуация наносит прямой ущерб интересам российской экономики и бюджета.

Рассмотренный участниками «круглого стола» на основе предложенного  проекта федерального закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации» механизм регулирования по  ряду направлений в сфере финансовых операций, проводимых российскими резидентами, сможет дополнить меры, принимаемые Правительством Российской Федерации в части разрабатываемых мероприятий и приведения в соответствие законодательства в части  «отмывания» денежных средств, трансграничного перемещения валютных  денежных средств, а также по повышению эффективности государственных механизмов, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов, что в результате позволит увеличить поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Особое внимание участники «круглого стола» уделили аспекту «серого брокериджа», который в отсутствие надзора и регулирования процветает на этих сегментах финансовых рынков.  В частности, деятельность «серых кредитных брокеров» во многом является следствием низкой финансовой грамотности населения, а также возникает по причине непрофессионального подхода участников рынка и неквалифицированного  предоставления услуг. В то же время во многих регионах России профессионально работающий кредитный брокер является центром наиболее полной информации по кредитным и финансовым продуктам с одной стороны, и информации о клиенте-потребителе, с другой стороны. С момента принятия предлагаемого законопроекта, деятельность профессиональных кредитных брокеров будет основываться на профессиональном представлении интересов клиента перед кредитной организацией и на предоставлении кредитным организациям услуги по привлечению клиентов. В настоящее время не существует единых стандартов взаимоотношений между брокерами и кредитными организациями, оставляет желать лучшего уровень профессиональной подготовки специалистов в области брокериджа и отсутствует надзорная деятельность уполномоченных государственных органов за осуществлением такого рода деятельности. В таком аспекте только создание специализированных СРО профильных операторов, действующих под государственным надзором и отвечающее за уровень профессиональной подготовки специалистов организаций- членов СРО,  способно дать гарантии защищенности  потребителям и  гарантии правовой защиты профессиональной деятельности своим членам.

Учитывая изложенные мнения в ходе проведения «круглого стола», участники считают целесообразным:

1) Предложить Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:

-  в рамках подготовительной работы по проекту Федерального закона « О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации» рассмотреть вопрос о назначении уполномоченного федерального органа для последующего осуществления функции государственного регулирования деятельности профильных операторов;

- рассмотреть вопрос о создании   при уполномоченном федеральном органе совета по внебиржевой финансовой деятельности для проведения работы по предварительной подготовке методических рекомендаций, правил и иных нормативных разработок, необходимых к подготовке до дня вступления в силу Федерального закона; для разработки предложений по формированию и  совершенствованию законодательного регулирования профессиональной деятельности участников внебиржевого финансового рынка и связанной с этим проработкой вопросов по внесению необходимых изменений в действующие нормативные акты и законы РФ, в том числе по законодательному закреплению положений Гражданского Кодекса о судебной защите внебиржевых финансовых сделок и положений Налогового Кодекса по урегулированию порядка исполнения профильными операторами функций налогового агента.

2) Рекомендовать Экспертно-консультативному совету при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- до момента создания совета по внебиржевой финансовой деятельности при уполномоченном федеральном органе организовать при взаимодействии с членами профессионального сообщества и с Финансовым Университетом при Правительстве Российской Федерации предварительную работу по подготовке стандартов деятельности профильных операторов; 

- оказать содействие и консультационную поддержку участникам профессионального сообщества по подготовке в организации профильных объединений по соответствующим видам деятельности, отвечающим требованиям для последующей регистрации в качестве саморегулируемой организации профильных операторов.

3) Рекомендовать Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации

- на подготовительном этапе до момента создания финансового центра сертификации, предусмотренного проектом Федерального закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации», принять участие в предварительной подготовке методики разработок по сертификационным вопросам.

4) Рекомендовать членам Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации», подготовленный в Экспертно-консультативном совете при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Первый заместитель
председателя Комитета,
председатель Экспертно-консультативного совета Комитета
В.А. Петров