«Круглые столы»

«Эффективность мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон» (25.04.2013)

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 25 апреля 2013 года «круглый стол» на тему «Эффективность мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфина России, ФНС России, ФТС России), исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администраций особых экономических зон, общественных объединений, а также научных и предпринимательских кругов.

Обсудив вопросы законодательного обеспечения создания и функционирования особых экономических зон, результативности применения резидентами особых экономических зон налоговых и таможенных льгот, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Особые экономические зоны в Российской Федерации создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно‑курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

В настоящее время в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», созданы 27 особых экономических зон (далее - ОЭЗ), в том числе:

6 промышленно-производственных, ориентированных на создание предприятий по выпуску автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования,

5 технико-внедренческих, ориентированных на развитие нано - и биотехнологий, медицинских и информационных технологий, электроники и средств связи, точного и аналитического приборостроения, ядерной физики;

13 туристско-рекреационных, из которых 5 расположено на территориях Приморского края, Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, а другие объединены в Северо‑Кавказский туристический кластер;

3 портовых, ориентированных на производство, техническое обслуживание и переоборудование судов, перевалку грузов, переработку морепродуктов, развитие биржевой торговли, а также развитие логистических центров.

Также на территории Российской Федерации на основании положений федеральных законов от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» функционируют ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.

На 1 января 2013 года в ОЭЗ всех типов зарегистрировано 323 резидента с общим объемом заявленных инвестиций 393 млрд. рублей, из которых около 30% составляют компании с участием иностранного капитала. Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ, накопленным итогом с 2006 года составил около 70 млрд. рублей (17% от заявленного объема), а количество созданных резидентами рабочих мест достигло 8 тыс. человек. Объем выпущенной резидентами продукции (оказанных услуг) в денежном эквиваленте составил 83,6 млрд. рублей.

Единую централизованную систему управления ОЭЗ составляют Министерство экономического развития Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых созданы ОЭЗ, открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (далее - ОАО «ОЭЗ»), его филиалы, а также дочерние акционерные общества, созданные в Республике Татарстан, Московской, Липецкой, Томской областях и Алтайском крае.

На Минэкономразвития России, как орган управления ОЭЗ, в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 116-ФЗ возложены полномочия в части регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ, ежегодной оценки эффективности функционирования ОЭЗ, ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ, контроля за деятельностью резидентов ОЭЗ, осуществления функции государственного заказчика по созданию инфраструктуры ОЭЗ за счет государственных средств, управления и распоряжения землёй и иными объектами недвижимости на территории ОЭЗ и т.п.

В 2010-2011 годах Минэкономразвития России передало часть полномочий ОАО «ОЭЗ» и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых созданы ОЭЗ. В частности, ОАО «ОЭЗ» переданы полномочия по публикации сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и муниципального имущества, управлению и распоряжению землёй и иными объектами недвижимости, получению технических условий присоединения к инженерным сетям и передачи их резидентам ОЭЗ. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий расположенных на территории ОЭЗ объектов, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию на территории ОЭЗ индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Финансирование затрат на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ осуществляется путем осуществления взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» и путем осуществления бюджетных инвестиций субъектов Российской Федерации в уставные капиталы созданных на территории экономических зон дочерних акционерных обществ ОАО «ОЭЗ».

По итогам 2012 года общий объем вложений федерального и региональных бюджетов в уставные капиталы ОАО «ОЭЗ» и его дочерних акционерных обществ на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ составил 94,4 млрд. рублей (за исключением Северо-Кавказского туристического кластера, куда было направлено средств в размере 14,8 млрд. рублей). Из этого объема 88% приходится на средства федерального бюджета и 12% – на средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, на 1 января 2013 года стоимость заключенных контрактов составила 75,2 млрд. рублей (80% от объема вложенных средств), а фактически на финансирование строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ было использовано лишь 58,4 млрд. рублей (78% от контрактной стоимости).

По состоянию на 1 июля 2012 года объем неиспользованных ОАО «ОЭЗ» и его дочерними акционерными обществами государственных средств составил 33,7 млрд. рублей (в основном это - средства федерального бюджета). Низкий уровень освоения государственных средств (около 40%), направляемых на финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ, свидетельствует, по мнению участников "круглого стола", о неэффективном использовании данных средств.

Основной причиной, обусловившей низкий уровень освоения государственных средств, являлось несвоевременное утверждение участниками соглашений о создании ОЭЗ перечней объектов. В результате в установленные сроки не были проведены запланированные конкурсные процедуры, и начало строительства объектов инфраструктуры было перенесено на более поздние сроки. Так произошло в Республиках Алтай и Бурятия, в г. Санкт-Петербурге и г. Москве, в Липецкой и Самарской областях. На сроки начала строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ также оказало негативное влияние нерешенность земельно-имущественных вопросов.

Почти 93 млн. рублей было израсходовано на работы в туристско-рекреационных ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, деятельность которых была досрочно прекращена в 2010 и 2012 годах соответственно. Это позволяет говорить, по мнению участников «круглого стола», о недостаточно эффективном управлении процессом создания ОЭЗ.

Средства в сумме 0,5 млрд. рублей были направлены на покрытие убытков дочерних ОАО «ОЭЗ» акционерных обществ, связанных с их содержанием, а также эксплуатацией объектов инфраструктуры в действующих ОЭЗ, что не соответствовало условиям их предоставления. Значительные средства были отвлечены на осуществление ОАО «ОЭЗ» финансовых вложений, не связанных со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ, а именно: на создание не выполняющих полномочия по управлению ОЭЗ дочерних акционерных обществ, предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках на условиях срочных депозитов. То есть имеет место нецелевое использование средств, выделяемых из бюджетов на создание инфраструктуры ОЭЗ.

При этом объем средств, размещенных на условиях срочных депозитов, растет. На 1 января 2012 года он составлял 34,2 млрд. рублей, а на 1 января 2013 года - уже 43,4 млрд. рублей. Процентный доход, полученный ОАО «ОЭЗ» и его дочерними компаниями, в 2006‑2012 годах составил 10,8 млрд. рублей. Причем практически 50% указанной суммы получено за последние два года.

В 2010-2012 годах ОАО «ОЭЗ», его филиалы и дочерние акционерные общества получали возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость, ранее оплаченного подрядным организациям, по объектам инфраструктуры, введенным в эксплуатацию и принятым на балансовый учет. Сумма возмещения превысила 7,3 млрд. рублей. Кроме того, имелась нераспределенная прибыль, образовавшаяся за период деятельности ОАО «ОЭЗ», в размере 2,6 млрд. рублей. Однако указанные средства не учитывались Минэкономразвития России при определении потребности в бюджетных ассигнованиях на создание ОЭЗ в качестве дополнительного источника финансирования.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что в результате неэффективных управленческих решений государственные средства, выделенные на цели создания ОЭЗ, значительно превышают реальные потребности.

В целях обеспечения финансирования создания инфраструктуры со стороны субъектов Российской Федерации на оплату работ по строительству объектов по контрактам, заключенным напрямую с исполнителями работ, направлено 27,1 млрд. рублей. Наибольшая доля в указанных расходах приходится на территории, где созданы технико-внедренческие ОЭЗ – 23,1 млрд. рублей (85,5% от общего объема финансирования). Между тем контрольные мероприятия, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что в большинстве регионов, на территории которых созданы ОЭЗ, не обеспечивается контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из региональных бюджетов на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Также следует отметить, что темпы строительства инфраструктуры ОЭЗ остаются низкими (в 2011 году из 54 запланированных объектов в эксплуатацию было введено 34 объекта, а в 2012 году – из 84 только 13). Кроме того, введенные в эксплуатацию мощности загружены не полностью, например, объекты теплоснабжения - на 33%, а объекты водоснабжения - на 58 %.

Тем не менее, несмотря на низкий уровень эффективности использования бюджетных средств на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ, можно отметить и некоторые положительные результаты функционирования созданных ОЭЗ. Это, прежде всего, относится к ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

Так, в Республике Татарстан доля объема реализации продукции резидентов ОЭЗ в республиканском валовом региональном продукте с каждым годом возрастает – с 0,79% в 2008 году до 1,23% в 2012 году. Уровень среднемесячной зарплаты в компаниях-резидентах ОЭЗ был на 35% выше, чем в целом по региону.

В Липецкой области доля объема реализации продукции резидентов ОЭЗ в областном ВРП также постоянно растет – с 0,12% в 2006 году до 0,47% в 2012 году. При этом невысокие значения данного показателя связаны в основном с увеличением объемов производства градообразующих предприятий данного региона, не являющихся резидентами ОЭЗ. Уровень среднемесячной заработной платы в компаниях-резидентах ОЭЗ на 30% выше, чем в среднем по региону.

Для повышения социально-экономической привлекательности ОЭЗ, стимулирования потенциальных и действующих резидентов ОЭЗ законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены более благоприятные условия налогообложения резидентов ОЭЗ в виде освобождения от уплаты налогов, снижения налоговых ставок и прочих льгот.

Так, по налогу на прибыль организаций предусмотрены налоговые преференции в виде понижения налоговой ставки. Для организаций-резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0% на срок до 1 января 2018 года. С 1 января 2012 года для организаций-резидентов ОЭЗ законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5%. До 1 января 2012 года эта ставка не могла быть ниже 13,5%.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации установил ставку по налогу на прибыль в размере 0% для резидентов ОЭЗ на определенный временной период с момента получения прибыли. В частности, в Липецкой и Самарской областях, Республике Татарстан этот порядок действует для резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа, в Ульяновской области - для резидентов портовой ОЭЗ.

По данным ФНС России, в 2011 году сумма предоставленных преференций по налогу на прибыль организаций в связи с установлением законами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков составила в Московской области 6,0 млн.руб., в Томской области – 4,7 млн.руб. В Республике Татарстан в первом полугодии 2012 года эта сумма составила 16,5 млн.рублей.

Помимо указанного резиденты портовых ОЭЗ освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, а резидентам промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ предоставлено право применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

Резиденты ОЭЗ и управляющие компании ОЭЗ могут быть освобождены от уплаты налога на имущество организаций сроком до 10 лет в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Также резиденты всех типов ОЭЗ освобождены от уплаты земельного налога (на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ) и транспортного налога на срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

С момента начала функционирования ОЭЗ 11 субъектов Российской Федерации (или 61%), на территории которых созданы ОЭЗ, воспользовались правом предоставления налоговых льгот в части отчислений в региональный бюджет. На территориях 4 субъектов Российской Федерации (или 22%) налоговые льготы были установлены впервые по причине создания ОЭЗ в 2009 - 2010 годах.

Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, инвесторов, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в промышленно-производственных ОЭЗ и резидентов Северо-Кавказского туристического кластера предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов на период с 2012 по 2019 годы в размере от 14% до 28%.

Оценивая эффективность предоставления налоговых льгот, следует отметить, что объем средств, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней, на настоящий момент составляет по предварительным оценкам 7,5 млрд. рублей. При этом 63% платежей произведено резидентами промышленно-производственных ОЭЗ и 35% - технико-внедренческих. А общий объем налоговых льгот и преференций, предоставленных резидентам ОЭЗ в соответствии с законодательством, составил 6,6 млрд. рублей.

Одним из элементов особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях ОЭЗ является применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В соответствии с законодательством процедура свободной таможенной зоны может использоваться на территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ, а также на территориях ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.

В соответствии с условиями данной таможенной процедуры иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары при этом размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под указанную процедуру определяется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, решениями Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза), издаваемыми в его развитие, а также законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что указанное Соглашение временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и в настоящее время не ратифицировано.

По данным ФТС России, в 2012 году сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в отношении товаров, ввозимых на территории ОЭЗ и вывозимых из них, составила 149,9 млрд. рублей. Большая часть этих льгот, а именно 98,6%, приходится на таможенные операции, совершаемые на территории Калининградской области.

ОЭЗ в Калининградской области была создана в 1991 году. Экономические цели ее создания заключались в том, чтобы обеспечить особые условия для развития российского промышленного производства, обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни населения, а также сформировать благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Калининградской области установлен до 2031 года.

Главным механизмом реализации этого режима является предоставление режима свободной таможенной зоны для товаров, ввозимых в Калининградскую область для потребления на ее территории, а также для достаточной переработки в соответствии с установленными законодательством критериями, после чего такие товары приобретают статус российских и могут вывозиться на остальную территорию России без уплаты таможенных пошлин и иных ограничений. Такая схема призвана стимулировать развитие перерабатывающей промышленности в Калининградской области.

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлен особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта. Этот порядок предусматривает в течение 6 лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ применение налоговой ставки 0% к прибыли от реализации им товаров (работ, услуг) в рамках инвестиционного проекта, в период с седьмого по двенадцатый год ставка налога на прибыль составляет 50% от общей ставки. Сумма данной преференции составила в 2011 году – 3,0 млрд. рублей, в первом полугодии 2012 года – 1,7 млрд. рублей.

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области также предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций. В течение первых 6 лет налоговая ставка в отношении имущества, созданного при реализации инвестиционного проекта, устанавливается в размере 0%, а затем с седьмого по двенадцатый год ставка составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%.

В реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области с 2006 года было включено 124 предприятия, из них на текущий момент действующими резидентами являются 96. По состоянию на 1 марта 2013 года общий объем инвестиционных вложений в проекты резидентов ОЭЗ в Калининградской области превысил 75,5 млрд. руб. Среднесписочная численность работающих составит около 16 тыс. человек.

Сумма фактически уплаченных налогов резидентами ОЭЗ (по данным годовой отчетности резидентов) в бюджеты всех уровней в 2011 году составила более 4,6 млрд. рублей.

ОЭЗ на территории Магаданской области функционирует с 1999 года. Основными целями ее создания являются развитие производительных сил, насыщение финансового и товарного рынков Магаданской области в интересах населения области.

В соответствии с федеральным законом участники ОЭЗ в Магаданской области были освобождены от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет, до 31 декабря 2006 года. С 1 января 2007 года участники ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты в федеральный бюджет и бюджет области налога на прибыль организаций, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Данная льгота действует до 2014 года.

Сумма указанной льготы по налогу на прибыль в Магаданской области составила в 2011 году 47,9 млн. рублей, в первом полугодии 2012 года 2,5 млн.рублей.

По состоянию на 1 января 2013 года, участниками ОЭЗ являлись 130 субъектов хозяйственной деятельности, в том числе 81 юридическое лицо и 49 предпринимателей. Наибольшее их количество сосредоточенно в торговле - 52% от общего количества, в промышленности - 25%, в строительстве - 12%, в сфере услуг - 4%, в транспорте - 5% и в прочих видах деятельности – 2%.

Анализ эффективности действия налогового и таможенного режимов ОЭЗ в целях решения задач социально-экономического развития Магаданской области показывает, что цели создания ОЭЗ не достигнуты. В период функционирования ОЭЗ значительного развития производительных сил, финансового и товарного рынков не произошло. При этом высокая составляющая транспортных затрат, экстремальные природно-климатические условия, недостаточно развитые энергетическая и транспортная инфраструктуры продолжают оставаться основными факторами, сдерживающими реализацию ее экономического потенциала.

В 2012 году Правительством Российской Федерации были утверждены критерии оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Анализ указанных критериев оценки эффективности показывает, что они являются статистическими показателями, не позволяющими провести детальное исследование влияния режима ОЭЗ на социально-экономическое развитие регионов, на территории которых созданы ОЭЗ. Минэкономразвития России осуществляет работу по обобщению информации о результатах функционирования ОЭЗ методом сравнительного анализа плановых показателей, утвержденных в перспективных планах развития ОЭЗ, с фактически достигнутыми, что также не позволяет дать оценку эффективности функционирования ОЭЗ.

Субъекты Российской Федерации на этапе составления заявок на создание ОЭЗ разрабатывали экономическое обоснование для оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ. Основной целью создания ОЭЗ для регионов являлось обеспечение положительной динамики экономического развития за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности экономических ресурсов, использования научно-технического потенциала и транспортно-географических преимуществ.

Проведенный Счетной палатой Российской Федерации анализ показал, что оценка влияния функционирования ОЭЗ на социально-экономическое развитие регионами не проводится, единый порядок указанной оценки не установлен.

По мнению участников «круглого стола», в настоящее время создание ОЭЗ оказывает незначительное влияние на социально-экономическое положение в регионах. Это связано с тем, что реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ становится заметен через 10-15 лет с начала их создания. Поэтому положительный эффект, заключающийся в дополнительном привлечении иностранных и отечественных инвестиций для создания передовых технологий производства товаров и услуг, а также в создании новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, будет нарастать по мере реализации инвестиционных проектов.

Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ составляет 0,74 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств. При этом наблюдается существенная дифференциация в инвестиционной обеспеченности разных типов ОЭЗ. По итогам деятельности ОЭЗ за 2012 год, объем инвестиций, направленных резидентами на развитие промышленно-производственных ОЭЗ, в 2,3 раза превысил государственные вложения. Объем инвестиций резидентов на развитие технико-внедренческих ОЭЗ составил 23% от общего объема вложений, туристско-рекреационных ОЭЗ - 6%, портовых ОЭЗ – 0%.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на развитие регионов оказало создание ОЭЗ промышленно-производственного типа. Созданные в Республике Татарстан, Липецкой и Самарской областях ОЭЗ успешно развиваются, на каждый государственный рубль в них приходится от 2,1 до 2,7 рубля частных инвестиций.

С точки зрения объема инвестиций, объема выпускаемой продукции, количества новых рабочих мест впереди особая зона «Алабуга» в Республике Татарстан, объем частных вложений в которую составляет 1 млрд. евро. К 2020 году в «Алабуге» должно быть 120 резидентов, при этом минимальные инвестиции для работы в зоне составляют 3 млн. евро.

Технико-внедренческие ОЭЗ, созданные на территории г. Москвы, Московской области, г. Томска и г. Санкт-Петербурга в конце 2005 года (более 6 лет назад), находятся в начале своего развития. На каждый государственный рубль в них приходится от 12 до 33 копеек частных вложений.

Для ОЭЗ технико-внедренческого типа определяющими показателями эффективности создания являются разработанные в ОЭЗ технологии и продукты, предполагаемые к применению и производству в других регионах. Резидентами технико-внедренческих ОЭЗ с начала деятельности было получено 350 патентов, но экономический эффект от внедрения научных разработок пока не получен.

Не очень удачным является опыт создания туристско-рекреационных зон. Такие факторы, как высокие цены на авиаперелеты, дорожная инфраструктура в регионах, оказывают негативное влияние на процесс их создания. Резиденты ОЭЗ туристско-рекреационного типа не приступили к строительству туристских объектов, так как работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ в Республике Алтай, Республике Бурятия и Алтайском крае не завершены, а на территории Иркутской области и Приморского края они находятся в начальной стадии проектирования.

Были допущены ошибки при выборе территорий, поэтому две туристско-рекреационные зоны (на территории Краснодарского края и Калининградской области) досрочно прекратили свое существование. В общем объеме фактических инвестиций, направленных резидентами на развитие ОЭЗ, наименьшая доля (377,0 млн. рублей, или 0,7%) приходится именно на туристско-рекреационные ОЭЗ.

Портовые ОЭЗ, созданные в конце 2009 года на территории Ульяновской области и Хабаровского края, в октябре 2010 года — в Мурманской области, находятся на начальном этапе создания (в стадии проектирования). С одной стороны, у этих проектов серьезный потенциал, но с другой, их реализация тормозится проблемами пропускной способности автомобильных и железных дорог.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о завершении первого подготовительного этапа развития ОЭЗ. В промышленных ОЭЗ созданы все условия для строительства и производства. Инфраструктура технико-внедренческих ОЭЗ позволяет инвесторам разворачивать свои проекты. Однако анализ ситуации, сложившейся в сфере создания и функционирования ОЭЗ, свидетельствует о недостаточно эффективной системе их управления по принципу результативности использования выделенных бюджетных средств, об отсутствии постоянного мониторинга и комплексной системы контроля за расходованием указанных средств. Установленные законодательством налоговые и таможенные льготы для резидентов ОЭЗ не оказывают необходимого стимулирующего воздействия на приток инвестиций в проекты, реализуемые на территориях созданных ОЭЗ.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

повысить эффективность управления процессом создания и развития ОЭЗ;

обеспечить постоянный контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных на внесение имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ОЭЗ»;

рассмотреть вопрос о расширении полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается ОЭЗ, по координации и управлению процессом создания и развития ОЭЗ за счет:

- включения субъекта Российской Федерации в качестве одной из сторон при заключении соглашения между Минэкономразвития России и управляющей компанией об управлении ОЭЗ;

- включения субъекта Российской Федерации в качестве одной из сторон при заключении соглашения между Минэкономразвития России, управляющей компанией и резидентом ОЭЗ на осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ;

- передачи субъекту Российской Федерации полномочий по исполнению функций заказчика по подготовке проекта планировки и плана обустройства территории ОЭЗ;

упростить процедуру передачи полномочий субъектам Российской Федерации от Минэкономразвития России по управлению ОЭЗ и наделить субъект Российской Федерации полномочиями по координации работы управляющей компании;

совершенствовать систему мониторинга достижения качественных показателей, на основании которых оценивается эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ, и достигнутый уровень социально-экономического развития территорий;

улучшить информационное взаимодействие между Минэкономразвития России, ОАО «ОЭЗ», ФНС России и ФТС России в части организации обмена информацией по объему предоставленных налоговых и таможенных льгот и преференций резидентам ОЭЗ.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых созданы ОЭЗ:

обеспечить контроль за целевым расходованием и эффективным использованием средств, выделенных из региональных бюджетов на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

обобщить предложения, внесенные участниками «круглого стола», и направить их в Правительство Российской Федерации.

Первый заместитель
председателя Комитета В.А. Петров