«Круглые столы»

«Социальная ответственность финансовых институтов» (19.03.2013)

В Совете Федерации 19 марта 2013 года состоялся «круглый стол» на тему «Социальная ответственность финансовых институтов».

В ходе работы «круглого стола» были обсуждены следующие вопросы:

— социальная ответственность финансовых институтов и практика надлежащего ведения бизнеса;

— ответственность финансовых институтов перед основными стейкхолдерами – инвесторами, потребителями услуг и работниками;

— перспективы введения в законодательство и в практику деятельности финансовых институтов принципа фидуциарной ответственности и ответственного инвестирования;

— социальная ответственность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний;

— соответствие «социально-ответственным» принципам и стандартам программ страхования автогражданской ответственности.

Организатором «круглого стола» являлся Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В работе «круглого стола» приняли участие представители Минфина России, Счетной палаты России, Банка России, ФСФР, представители банков, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, профессиональных объединений, научных и саморегулируемых организаций.

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по инициативе Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» 19 марта 2013 года провел «круглый стол» на тему «Социальная ответственность финансовых институтов».

Рассмотрев вопросы социальной ответственности финансовых институтов участники «круглого стола» отметили ряд существенных проблем и предложили пути их решения.

В Российской Федерации деятельность финансовых институтов не всегда соответствует высоким стандартам и лучшим международным практикам в области социальной ответственности. Существует ряд пробелов в сфере регулирования деятельности финансовых институтов, позволяющих отдельным участникам рынка пренебрегать интересами основных стейкхолдеров – потребителей финансовых услуг, инвесторов и работников. Наиболее существенными проблемами являются недостаточное раскрытие финансовыми институтами существенных условий договора, агрессивная маркетинговая политика и нарушение прав потребителей финансовых услуг.

Особенно остро эти проблемы ощущаются в условиях недостаточного уровня сотрудничества между институтами гражданского общества и российскими финансовыми институтами и их профессиональными объединениями.

Решению указанных проблем может содействовать строгое следование российскими финансовыми институтами отраслевых стандартов и кодексов профессиональной этики, применение лучших принципов корпоративной социальной ответственности.

В сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию существенными проблемами являются обеспечение сохранности и приемлемой доходности пенсионных накоплений граждан, несовершенство правового регулирования, государственного контроля и надзора за их деятельностью.

Для защиты прав и законных интересов граждан - участников системы пенсионного страхования, как потребителей финансовых услуг, необходимо развивать взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами регулирования и надзора в сфере пенсионного страхования и профессиональных объединений пенсионного рынка.

В настоящее время стоит актуальная проблема защиты прав потребителей в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Баланс интересов в этих отношениях явно нарушен в пользу страховщиков, в ущерб интересам потерпевших и страхователей. В значительной степени это вызвано недостатками действующего законодательства и активной лоббистской политикой страхового сообщества. Такая ситуация позволяет некоторым страховым компаниям и их представителям вести себя «социально безответственно»: необоснованно уклоняться от возмещения ущерба, причиненного в ДТП; искусственно занижать его размер, нарушать сроки страховых и компенсационных выплат, что ущемляет права и законные интересы потребителей. Этот стиль поведения препятствует установлению партнерских отношений на страховом рынке, постоянно провоцирует рост недоверия граждан к самому институту страхования и его носителям.

Социальная ответственность страхового бизнеса во многих других странах проявляется в том, что он пытается компенсировать объективно растущую убыточность по ОСАГО прежде всего путем воздействия на факторы дорожной аварийности. Страховые компании там выступают крупнейшими, наряду с государством, инвесторами в безопасность дорожного движения, имея прямой интерес к снижению количества ДТП и минимизации тяжких последствий в них. Российские же страховые компании предпочитают решать свои проблемы главным образом за счет автовладельцев. По мнению участников «круглого стола» участие страховщиков в обеспечении дорожной безопасности носит недостаточный характер.

Участники «круглого стола» отмечают, что для существенного повышения защищенности прав потерпевших необходимо развивать взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами регулирования и надзора в сфере автогражданского страхования и профессиональных объединений страхового рынка.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» считают целесообразным:

1. Предложить Правительству Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации:

- в условиях создания мегарегулятора рассмотреть вопрос о целесообразности разработки Концепции развития российского законодательства о национальном финансовом рынке;

- рассмотреть вопрос по законодательному закреплению положения о недопустимости увеличения страховых тарифов по ОСАГО, если соотношение между страховыми премиями и страховыми (компенсационными) выплатами в среднем по стране не превышает 80 процентов;

- рассмотреть вопрос о законодательном совершенствовании порядка и условий формирования правовых и финансовых механизмов в целях обеспечения гарантий сохранности, эффективности инвестирования и повышения доходности средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

         - с учетом имеющейся судебной практики рассмотреть целесообразность распространения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на отношения, возникающие при заключении договоров обязательного страхования владельцев транспортных средств.

            2. Предложить Правительству Российской Федерации:

         - рассмотреть вопрос об установлении для целей ОСАГО единой методики оценки ущерба при ДТП;

         - рассмотреть вопрос об административной ответственности страховых организаций и их должностных лиц за нарушения прав потерпевших в ДТП при осуществлении выплат по ОСАГО.

3. Рекомендовать Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов внедрять в практику деятельности негосударственных пенсионных фондов принципы ответственного и этичного поведения при исполнении возложенных на них функций, рекомендовать фондам широко использовать доступные способы раскрытия информации о своей деятельности (в том числе и предусмотренной внутренними документами фонда) с соблюдением требований федерального законодательства, предъявляемых к защите информации.

4. Рекомендовать Российскому Союзу Автостраховщиков более активно развивать финансовое и иное участие страховщиков в обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе путем предъявления регрессных исков дорожным службам, по вине которых происходят аварии.

5. Предложить Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- провести парламентские слушания на тему: «О мегарегуляторе на финансовом рынке России»;

- провести «круглый стол» на тему: «Регулирование внебиржевых финансовых рынков»;

- включить Председателя Совета Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» И.В. Костикова в состав Экспертно-консультативного совета по внебиржевым финансовым рынкам при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (по согласованию).