Другие мероприятия

Решение Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по вопросу «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, заслушав на своем заседании представителей Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации и рассмотрев материалы по данному вопросу, отмечает следующее.

Одним из направлений реализации государственной политики в области защиты детства, определенным Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761), является обеспечение своевременного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее также – детей-сирот и лиц из их числа) жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими за счет собственных бюджетов.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанным Федеральным законом внесены изменения в порядок предоставления жилых помещений в части предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также расширения категорий детей-сирот и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в случаях, если проживание их в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также сохранения права на обеспечение жилыми помещениями за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигшими возраста 23 лет до обеспечения их жильем.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, до 2007 года ежегодно обеспечивалось жилыми помещениями не более 3,5 тыс. человек, что обусловило рост очереди на жилье и рост задолженности в регионах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

С целью оказания финансовой помощи регионам по исполнению указанных расходных обязательств, начиная с 2007 года, в федеральном бюджете ежегодно предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году объем указанных средств составлял 500 млн. рублей, в 2008 году — 1 035 млн. рублей, в 2009 и 2010 годах — 1 105,38 млн. рублей ежегодно.

С 2007 года количество ежегодно выделяемых жилых помещений стало постепенно увеличиваться: в 2007 году жильем было обеспечено более 6,5 тыс. человек, в 2008 году — 9,8 тыс. человек, в 2009 году — 12,5 тыс.человек, в 2010 году — 13,9 тыс.человек, в 2011 году — 22,6 тыс.человек.

В 2011 году объем субсидий составил 6,22 млрд. рублей, что в 5,6 раза выше уровня 2010 года.

Начиная с 2011 года, ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются субсидии региональным бюджетам на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в объеме 6,22 млрд. рублей ежегодно.

В 2013 году впервые распределение указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации предусматривается соответствующими приложениями к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Распределение бюджетных ассигнований между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется по единой методике в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203. Размер предоставляемых субсидий варьируется в зависимости от количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также от стоимости квадратного метра жилья в субъекте Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 1390 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203» были внесены изменения в методику распределения субсидий из федерального бюджета, в части учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения на начало текущего финансового года. Ранее в указанный список включались лишь лица указанной категории, у которых право на предоставление жилого помещения возникает в текущем финансовом году.

Одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета является наличие утвержденной региональной программы, согласованной в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, и предусматривающей мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В региональные программы рекомендовано включать также мероприятия, направленные на сокращение задолженности субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа, а также на уменьшение численности лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет проведения мероприятий, направленных на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи, поддержку семей, взявших на воспитание детей.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации утверждены региональные программы, предусматривающие мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. Однако анализ проблем, с которыми сталкиваются в регионах при реализации полномочий по обеспечению жильем категорий детей-сирот, показывает, что существует ряд общих для них проблем: рост стоимости квадратного метра жилья и отсутствие достаточного количества предложений благоустроенного жилья на рынке, длительность процедуры проведения торгов и поиска жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным законодательством.

В соответствии с информацией Министерства финансов Российской Федерации, в 2012 году на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями израсходовано средств в общей сумме 22,2 млрд. рублей. Из них, из федерального бюджета было выделено 6,2 млрд. рублей, средний уровень софинансирования из федерального бюджета составил 28 процентов. Из бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели было направлено 16,2 млрд. рублей. Все это позволило обеспечить жилыми помещениями в 2012 году 23,3 тысяч детей-сирот и лиц из их числа.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа (в 2010 году темпы роста расходов по данному направлению составили 135% относительно уровня предыдущего года, в 2011 году — 122%, в 2012 году — 126%), в регионах наблюдается ежегодный прирост числа очередников, что ведет к неисполнению обязательств по своевременному обеспечению их жильем, росту обращений граждан в судебные органы.

По результатам проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, за 2011 год численность детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, увеличилась на 6,9% и составила на начало 2012 года 245,2 тыс. человек. При этом из общего числа очередников, право на получение жилья у которых наступило в 2011 году (94,9 тыс. человек) были обеспечены жилыми помещениями 22,5 тыс. человек, или 23,8%). Период ожидания жилого помещения составляет, в среднем, около 4-х лет.

По оценке Министерства образования и науки Российской Федерации,

прогнозируемая численность детей-сирот и лиц из их числа, своевременно не обеспеченных соответствующими жилыми помещениями на начало 2013 года составляет около 103 тыс. человек при ежегодном возникновении права на обеспечение жилыми помещениями у 30 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2013 года, наибольшая численность лиц в возрасте от 18 до 23 лет и старше 23 лет, не реализовавших свое право на получение жилого помещения в предыдущие годы, составила в Кемеровской области 8344 чел., Иркутской области — 9560 чел., Краснодарском крае — 7990 чел., Пермском крае — 3009 чел., Саратовской области — 3365 человек, Свердловской области- 3026 чел…

Следует также отметить, что внесение изменений в законодательство в части расширения круга лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, потребует выделения дополнительных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам решил:

1. Принять к сведению информацию Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации на исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях решения задачи ликвидации задолженности субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа;

— внести до мая текущего года изменения в методику распределения субсидий из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, увеличив до 50% уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

— рассмотреть измененную методику на трехсторонней рабочей группе по совершенствованию межбюджетных отношений;

— разработать комплекс мер (в том числе, используя опыт решения вопроса об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны), направленных на создание эффективного механизма обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включающих возможность приобретения жилья по доступным ценам для указанной категории граждан;

— рассмотреть возможность передачи полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на федеральный уровень;

— совместно с регионами разработать меры по созданию достоверной базы данных о лицах, нуждающихся в получении жилых помещений; разрабатывать меры, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку приемных семей;

— в целях оказания поддержки семьям, взявшим на воспитание детей, улучшения социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотреть вопрос об увеличении размера единовременного пособия, выплачиваемого при передаче ребенка на воспитание в семью.

3. Министерству финансов до конца первого квартала 2013 года предоставить информацию об объемах средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2012 и 2013 год на обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа, и суммах, рассчитанных в соответствии с методикой распределения субсидий из федерального бюджета на указанные цели.

4. Направить настоящее решение в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, комитеты Совета Федерации.

Председатель Комитета Е.В. Бушмин

Стенограмма заседания комитета. Объем файла — 433 Кб

Письмо о направлении отчета по результатам параллельного контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011 году для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации (параллельно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)» Файл .pdf. Объем — 37 Кб

Отчет по результатам параллельного контрольного мероприятия… Файл .pdf. Объем — 1,7 Мб

Письмо министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края К.И.Карасева. Файл .pdf. Объем — 337 Кб

Письмо заместителя Губернатора Магаданской области В.Н.Соболевой. Файл .pdf. Объем — 233 Кб

Письмо директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В.Прудникова. Файл .pdf. Объем — 203 Кб

Письмо министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Б.О.Спиридонова. Файл .pdf. Объем — 2 Мб

Письмо первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Е.В.Мискевича. Файл .pdf. Объем — 233 Кб

Письмо министра образования и науки Мурманской области В.Ф.Костюкевича. Файл .tif. Объем — 410 Кб

Письмо Руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию И.В.Семяшкина. Объем файла — 71 Кб

Письмо и. о. главы департамента образования Кировской области А.М.Измайлова. Объем файла — 30 Кб

Приложение к письму Министерства образования и науки Республики Мари Эл от 29 января 2013 года №618. Файл .pdf. Объем — 5.2 Мб

Письмо статс-секретаря — заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Н.В.Третьяк. Файл .pdf. Объем — 489 Кб

Письмо заместителя Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнина.Файл .tif. Объем — 861 Кб

Презентация доклада аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.В.Филипенко. Файл .pdf. Объем — 1,2 Мб

04.02.2013